Эксперты федерального уровня считают, что агротуризм набирает популярность и побывать на агроферме хотели бы 60 % людей, принявших участие в опросе ВЦИОМ. В Ульяновской области ситуация не такая радужная. Отвечая на формирующийся спрос, местные аграрии начинают развивать у себя туристическое направление. Однако пока говорить о том, что оно может быть самостоятельным и приносить стабильный доход рано. Пока это больше похоже на маркетинговый ход, призванный нарастить продажи продукции собственного производства.

Агротуризм — это отдых в сельской местности на базе фермы или другого производства экологически чистой продукции.

Издание «Восток медиа» выделяет классический, гастрономический, событийный, культурно-этнографический виды агротуризма. Как рассказал 73online.ru глава агентства по туризму Денис Ильин, в Ульяновском регионе они представлены почти все. Исключение составляет лишь классический сельский туризм, поскольку он подразумевает полное погружение гостя в деревенский быт, а такой вид отдыха не сильно востребован.

По данным ВЦИОМ, потенциальные российские агротуристы чаще всего отдают предпочтение проектам с развитий гастрономической и познавательной составляющей. Такая же тенденция прослеживается и в Ульяновской области. И в ответ на спрос со стороны потенциальных клиентов в регионе развиваются именно эти направления.

Туристический компонент в работе ульяновского фермера — далеко не центральный. Основные усилия аграрии направляют на развитие хозяйства и продажу продукции, а организация турпотока помогает им продвигать свой товар.

Элла Глебова открыла для посещений ферму «Смородиновский барашек», чтобы показать, «какой долгий путь проходит молоко перед тем, как попасть на стол в виде сыра». По её словам, гостям предлагают широкий спектр развлечений. На территории экофермы есть кемпинг, можно арендовать палатку, сходить баню, принять душ, развести костёр. Оборудовано место для автодома. Однако оно, по словам хозяйки, не пользуется спросом.

Подобным образом дела складываются у большинства опрошенных экспертов. Так, в обороте крупной животноводческой фермы «Агронетун» на долю турнаправления приходится лишь 0,25% оборота. Как рассказала куратор туристического направления «Агронептун» Дарья Радаева, прежний глава предприятия Марат Аббозов принял решение дополнить производство туристической составляющей, когда село начали активно посещать партнёры, которым приходилось оставаться на какое-то время. Дома для гостей построили с использованием средств, выделенных в рамках программы «Агротуризм». При этом, как уточнила Радаева, вложения окупятся не раньше, чем лет через 10, и то при условии, что гости будут заполнять 65 % площадок по выходным. И если за прошедший год «Агронептун» заработал порядка 800 млн рублей, то домики принесли только около 2 млн рублей.

И это не удивительно, ведь ульяновские фермеры рассчитывают на гостей со средним заработком. Основные траты туриста складываются из двух составляющих: непосредственно отдых (экскурсии, еда, проживание и сопутствующие услуги, например, баня) и приобретение продукции производства агрофермы.

Что касается цен на отдых в выходные, то по подсчётам редакции, семья из четырёх человек в один приезд без питания может потратить на ульяновских объектах агротуризма от 3,5 до 15 тыс. рублей. Самый дорогим оказался отдых на экофермах.

По словам хозяйки «Смородиновского барашка», средний чек составляет около 2 000 руб. на человека, без учета ночёвки. Сюда входят экскурсия и обед. Если же гость решил остаться на ночь и попариться в бане, то поездка обойдётся примерно в 14,5 тыс. рублей. На сайте базы отдыха агротуристической направленности «Хутор «Своя ферма» цены похожи. Ночёвка здесь с баней обойдётся семье примерно в 15 тыс. рублей. В «Белоярских садах», где основная деятельность не связана с приёмом гостей, отдыхающая семья потратит меньше, чем на экофермах — порядка 3,5 тыс. рублей за аренду беседки.

Интересно, что, пожалуй, единственным экспертом, кто говорит о том, что именно гости приносят основной доход, стала хозяйка базы отдыха агротуристической направленности «Хутор «Своя ферма» Елена Белова. Однако, как именно распределяется прибыль между туристическим направлением и производством, она не раскрывает.

аже под впечатлением от приятного досуга, не готовы тратить больше 5 тыс. руб. за раз на их приобретение. Связано это в первую очередь с ценой таких продуктов. Например, брынза из козьего молока у Глебовой стоит 450 рублей за 100 граммов. Для сравнения: в «Ашане» за те же деньги можно купить 515 граммов брынзы на коровьем молоке, а продукт на козьем молоке там стоит 240 рублей за 100 граммов. И даже то, что по оценке владельцев «Казачьего хутора», около 60 % товара выкупают не сельчане, а те, кого они видят в магазине впервые, ситуацию не спасает. Говорить о том, что это направление приносит владельцам существенный доход, рано. Агротуризм можно пока лишь рассматривать как маркетинговый инструмент, стимулирующий продажи весьма недешёвых фермерских продуктов.

По оценке Дениса Ильина, у агротуризма в Ульяновской области довольно большие перспективы. Глава Агентства по туризму называет регион «достаточно сельскохозяйственным» и считает, что фермеры заинтересованы во встрече гостей.

Однако сами владельцы опрошенных ферм, говоря о планах, во главу угла ставят все-таки развитие производств и сначала перечисляют такие проекты, как закупка оборудования, посадочного материала, новых пород животных, а лишь затем говорят об улучшении турпродукта.

Фото со страницы ВК Эллы Глебовой, фермы «Смородиновский барашек», предоставлены Дарьей Радаевой, Фёдором Ивановым, Еленой Беловой, с сайта хутора «Своя ферма»

Автор: Анастасия Кузнецова

Источник и фото: 73online.ru