Около полумиллиона туристов ежегодно отдыхают в белорусских усадьбах. Однако возможные изменения в законодательстве могут прекратить дальнейшее существование такого вида отдыха.

О ситуации, которая сложилась вокруг сельского туризма, в эксклюзивном интервью газете «Белорусы и рынок» рассказала председатель правления общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия КЛИЦУНОВА.

— Судя по статистике, ежегодно белорусские агроусадьбы посещают 400–500 тысяч туристов, и это в десятки раз больше, чем в 2000-е годы. Чем вы объясняете возросший спрос на наши усадьбы?

— Агроэкотуризм в Беларуси мы стали развивать с нуля почти 20 лет назад, в ноябре 2002 года, когда зародилось наше общественное объединение.

За последние почти два десятилетия было создано многое: и законодательная база, и особый налоговый режим, и инфраструктура. Почему агроэкотуризм в Беларуси стал так популярен? Прежде всего потому, что для развития сельского туризма удалось создать качественный туристический продукт. Он сегодня востребован и приводит к большому потоку людей в белорусские усадьбы. Туристы, в основном это белорусы, едут туда, чтобы получить новые впечатления, провести праздник, семинар, свадьбу или просто отдохнуть. Кстати, некоторые интересуются даже экстремальными видами отдыха и желают посетить болота.

— Наши туристические компании сильно пострадали из-за пандемии, многие игроки рынка были ликвидированы. Как ковид повлиял на белорусский сельский туризм, который у нас называют агроэкотуризмом?

— В 2020 году многие белорусы были шокированы возникновением пандемии, отказывались куда-либо выходить. Естественно, поначалу это привело к опустению усадеб.

Однако еще в прошлом году агроэкотуризму удалось выйти на доковидные результаты работы. В то же время въездной и выездной туризм, который связан с пересечением границ, до сих пор, как известно, находится в кризисном состоянии, и выйти на доковидные показатели организациям там не удалось.

— В Беларуси приняты изменения в налоговое законодательство: фискальная нагрузка на владельцев агроусадеб в 2022 году вырастет примерно в шесть раз — с 58 до 372 рублей в год. Как эту новость восприняли жители сельской местности, владельцы усадеб?

— Агроусадьбы у нас разные. Для богатых усадеб эти расходы не станут критичными, а вот те, которые зарабатывают, скажем, 150 рублей в месяц, негативный эффект от увеличения налоговой нагрузки почувствуют. Поэтому наше предложение заключается в том, чтобы увязать налоговую нагрузку на владельцев агроусадеб с количеством жилых комнат, которые они сдают туристам.

— С 2024 года владельцев агроусадеб планируют приравнять к самозанятым, и они должны будут уплачивать налог на профессиональный доход в размере от 10 до 20 % выручки. Что вы думаете по этому поводу?

— Такие перспективы уже вызывают настороженность у людей, которые живут в глубинке и занимаются сельским туризмом, — как минимум потому, что самозанятым предстоит освоить специальное мобильное приложение для взаимодействия с налоговыми органами.

Представьте, люди живут в Беловежской пуще, звонят нам и честно признаются, что они «динозавры», не разбираются ни в компьютерах, ни в смартфонах, ни в работе с кассовыми аппаратами. Поэтому, если их обязать пользоваться мобильным приложением или компьютером, это вызовет у людей серьезный стресс, и многие пенсионеры могут отказаться от занятия агроэкотуризмом.

Мы предлагаем вернуться к истокам создания агроэкотуризма. В 2000-е, когда формировалось законодательство, ставилась задача, и суть ее состояла в том, чтобы сельское население, которое знакомо с народными традициями и жизнью в деревне, могло спокойно подрабатывать. Мы считаем, что эту позицию стоит сохранить и не обременять сельских жителей пенсионного возраста задачами, решать которые им будет трудно.

Теперь что касается будущей величины налога для самозанятых… Знаете, на наш взгляд, не стоит отождествлять предпринимателей, которые не создают добавленную стоимость и зарабатывают путем перепродажи китайских товаров, с субъектами агроэкотуризма.

Владельцы белорусских агроусадеб создают рабочие места, инвестируют в инфраструктуру. Поэтому, если мы хотим, чтобы в деревнях жизнь теплилась и развивалась деловая активность, для сельского туризма должен быть особый (льготный) налоговый режим.

— Наряду с налоговыми новшествами для агроэкотуризма сейчас обсуждаются и другие меры. Подготовлен проект госрешения, который ужесточает требования: земельный участок, на котором располагается усадьба, должен быть не менее 0,15 га, и половина продуктов питания, котором они обеспечивают туристов, должна быть собственного производства. Каково ваше отношение к этим новациям?

— Включение нормы по размеру земельного участка, как мы понимаем, лоббируют гостиницы и рестораны в райцентрах, которые проигрывают конкуренцию агроусадьбам. Но если последние нравятся гостям больше, почему для них нужно устанавливать невыполнимые требования по размеру земельного участка не менее 0,15 га? Этот норматив приведет к исчезновению многих агроусадеб в райцентрах и курортных зонах.

Еще более странной выглядит норма, согласно которой не менее половины продуктов питания в меню агроусадеб должно быть собственного производства. Сахара, сметаны, яиц может не быть собственного производства, так что, из-за этого усадьбу закрывать? Если в усадьбе проводится свадьба, разве реально на приусадебном участке произвести половину продуктов питания для праздничного стола?

Сельский туризм — это прежде всего сфера услуг, а не сфера производства. Фольклор, вышивка… Многие хозяева усадеб занимаются именно этим. Не нужно выхолащивать сельский туризм и навязывать всем быков, коз, свиней. В усадьбу едут гости, хозяева должны приготовить жилье, создать красивый интерьер, подготовить праздничную программу, а от них теперь требуют скотиной заниматься. Зачем?

Реализация перечисленных предложений может привести к уничтожению сельского туризма в Беларуси. Судьбы людей, которые поверили в развитие агроэкотуризма и инвестировали свои деньги и время, будут разрушены. В этом случае о развитии сельского туризма точно можно будет забыть. Поэтому мы настаиваем на том, чтобы законодательство в этой сфере готовилось с участием представителей и экспертов отрасли, и к их мнению прислушивались.

Источник: Белорусы и рынок