Деревянная статуя Девы Марии и заброшенные места советских ссылок. Обо всём этом можно узнать в Березовском районе. Туризм там пока далеко не ключевое направление, но местные жители хотят его развивать. Естественно, с учётом местного колорита. Виктор Бородин продолжит тему.
– Начинается история с истории близлежащих деревень, расположенным по берегам реки Базаиха.
Встречать гостей здесь всегда готовы. В местном клубе и стол накроют, и культурную программу проведут. Рассказывают про историю своего посёлка. В советские годы здесь, например, был один из самых больших в регионе леспромхозов. Со временем всё пришло в упадок. Но если промышленности не осталось — культура жить должна, считает местный библиотекарь Ирина Медведева.
– Это одно место осталось куда могут и мал и стар прийти, и посидеть, и поговорить, а ребятишки поиграть. Стараемся, чтобы культура не умирала в деревне.
На районные мероприятия сюда приезжают и дачники, и жители соседних деревень. О туристическом буме речи пока не идёт. Но завлекать горожан местные планируют. Правда, экскурсии на природе здесь скорее экстремальные. На машине далеко в лес не уедешь. Наша, например, увязла в снегу. Следующие пять километров пешком.
– Она в снег уперлась и всё. под колеса намело.
– Когда вот такие истории случаются, как сейчас, я вот Виктору рассказывал, мы как-то ближе друг к другу становимся.
– Да, есть такое.
– Как будто родня уже!
По сугробам семидесятилетний Пётр Кривицкий идёт без проблем. Краевед сам вырос в этих местах. И готов рассказать о каждом клочке земли.
— Вот здесь пять километров от Верхней Базаихи был посёлок лесозаготовителей — Корбик назывался. Сейчас здесь лес, поросль, с 60-х годов его нету. Здесь жили ссыльные литовцы, —говорит краевед Петр Кривицкий.
Сейчас никаких следов цивилизации здесь почти и не осталось. И трудно поверить, что 60-70 лет в этих местах жизнь по-настоящему бурлила. Например, вот здесь на полях ходили коровы, чуть подальше стояла мельница, во всю ездила различная техника. Сейчас это просто глухая тайга.
На дороге — волчьи следы и разорванные козы. На нашем пути минимум три штуки. Единственное, что напоминает о человеке — старое литовское кладбище. В глаза бросается деревянная статуя Пресвятой Богородицы. Она появилась здесь почти семьдесят лет назад. 18-летний юноша вырезал её из сосны. Правда, сейчас на кладбище стоит уже копия. Оригинал литовцы увезли.
– Здесь это уже всё новодел так сказать и эту Богородицу с Вильнюса прислали нам дубликат её, и вот она стоит здесь, — говорит Петр Кривицкий.
Ссыльные здесь в основном рубили лес. Древесину сплавляли по Базаихе до красноярского ДОКа. И занимались этой работы не только литовцы.
– Недалеко от Корбика, километра два находился посёлок Ролизак, где были ссыльные украинцы после войны. У них здесь было несколько домов, улица была приличная, пекарня своя, а дальше за ними были веймерские хутора, на которых жили эстонцы.
Что касается самой Березовки. Там посмотреть едут в основном на местный храм. Правда, это тоже своего рода новодел. Изначально храм находился в другом месте. Но в конце восьмидесятых его разрушили и на его фундаменте построили жилой дом. Новую церковь создавали как копию старой. Удалось даже сохранить иконы.
– Эта была икона святителя Николая, взятая из монастыря, но когда здесь построили уже храм и обратились к этой семье — они не хотели отдавать, ну, семейная реликвия уже и так далее. Но потом женщине приснился сам святитель Николай, и строго настрого сказал принести икону сюда, — говорит Вячеслав Комаров, настоятель Введенского храма поселка Березовка.
Источник: Мой Красноярск
Комментариев (0)