В Озерском филиале Никифоровской средней общеобразовательной школы №2 открылся музей, рассказывающий о  быте крестьян Тамбовской губернии. Знаковое событие произошло в юбилейный для учебного заведения год. Уже полвека педагоги школы не только дают  юным жителям села прочные знания по школьной программе, но и развивают их таланты, кругозор. Благодаря им они становятся разносторонними личностями. Появление в стенах школы музея в значительной степени будет тоже способствовать этому.

История на ладони

Администрация сельского филиала давно вынашивало эту идею, тем более что часть экспонатов, что заняли сейчас свои законные места в кабинете истории, одновременно являющемся и музейной комнатой, уже имелась. Их на протяжении многих лет передавали педагогам жители Озерок, однако оформить их в полноценную экспозицию по ряду причин все никак не удавалось.

 – Когда стало понятно, что музею быть, вновь обратились к односельчанам с просьбой о пополнении фондов. Так у нас появилась прялка, причем, несмотря на возраст, в очень хорошем состоянии. Найти сейчас такую очень большая удача! Увеличилась коллекция и за счет других предметов быта, – рассказывает руководитель музея, учитель истории и обществознания Озерского филиала Никифоровской школы №2  Сергей Сулейманов. 

Прежде чем наполнить музейную комнату экспонатами и надлежащим образом в духе времени оформить ее, здесь сделали масштабный ремонт. После его окончания сделали сруб избы, смонтировали русскую печь. Внешне она выглядит как настоящая, так как создавалась по старинным лекалам, найденным в профильной литературе Сергеем Сулеймановым, с соблюдением всех размеров и пропорций. Печь, являвшаяся сердцем любой избы, сделана из реек и листов ДВП максимально реалистично, за что педагоги благодарны местному умельцу. Единственное, в озерской печи отсутствует голбец, или, иными словами, лестница, но на общую картину и впечатление это никак не влияет. 

К оформлению женского угла и так называемого красного Сергей Сулейманов с единомышленниками тоже подошли основательно. Здесь есть божница с иконами, причем помимо действительно старинных образцов представлены и те, что в свое время из газет, используя технику папье-маше, сделали бабушки и прабабушки нынешних жителей Озерок. У каждой – своя история…

Экскурс в прошлое

На самом деле все экспонаты школьного музея – хранители истории. Подчас они содержат в себе память сразу о нескольких поколениях одной семьи и хотя бы уже поэтому обладают высокой ценностью. Школьники с интересом рассматривают их, попутно вспоминая тех, кого знают лишь по рассказам родственников или фотографиям, которым много-много лет.

– Мы с ребятами стараемся определить тот временной период, когда было сделано конкретное изделие. Например, есть у нас в экспозиции очень старый, частично изъеденный ржавчиной, чугунок. Он, на мой взгляд, выглядит максимально аутентично и, конечно, послужит базой для дальнейших исследований, – отмечает школьный учитель. 

Кухонной утвари, что помнит усталые руки крестьянок, в экспозиции школьного музея благодаря неравнодушным местным жителям сейчас много. Это в том числе разнообразные крынки и чугунки. Предметов быта – меньше, но и их в достаточном количестве. В коллекции представлено несколько утюгов и миниатюрных утюжков, есть детали веретена и один элемент ткацкого станка. Сергей Сулейманов мечтает собрать его полностью и, если удастся, посвятить ткацкому делу отдельную экспозицию.

Он убежден, что экспозицию нельзя перенасыщать предметами, поэтому часть из них пока ждут своего часа в фондах. Они, кстати, сейчас пополняются активнее обычного. Поводом отчасти послужил полувековой юбилей школы и более детальное знакомство его выпускников и местных жителей с готовящимся тогда к открытию музеем.

Предмет исследования

То, что музей размещается непосредственно в учебном кабинете, да еще строго по профилю, бесспорно, стимулирует школьников к более детальному изучению истории своей страны. В них проснулся исследователь. Да и краеведению, выходящему за рамки базовой школьной программы, ребята стали уделять внимание.

– Историю Руси и России мы будем изучать с детьми чуть позже, начиная с 6 класса, пока же они знакомятся на уроках с зарубежной историей, – объясняет Сергей Сулейманов. – Крестьянский быт в наших странах был практически идентичный, поэтому уже сейчас мы часто обращаемся к нашей экспозиции и находящимся там предметам быта. Тем более, что далеко ходить не надо – стоит лишь повернуть голову.

В дальнейшем, по словам педагога, вовлеченность музея в учебный процесс будет еще значительнее. Экспонаты лягут в основу исследовательских работ школьников.

Автор: Елена Милованова

Фото: Сергей Сулейманов

Источник: Тамбовская жизнь