Если ехать из Воронежа на юг по трассе “Дон”, то можно оказаться в самом сердце области. В 15 километрах от магистрали стоит город Бобров – чистый, уютный и очень гостеприимный. Любой путешественник может позвонить или заглянуть в местный туристско-информационный центр “Дом ремесел” и составить для себя интересный маршрут – на один или несколько дней. А можно сделать это заранее и приехать со школьным классом или группой коллег. Осенью – попить кумыса и запастись валяной обувью к холодам, зимой – пособирать клубнику в теплице, весной – полюбоваться ирисовым полем и бегами орловских рысаков. За символическую плату вас прокатят на тройке, научат вязать веники и лепить из глины.

Кони и люди

Самые известные достопримечательности в районе – конечно, старейшие в стране конезаводы: Хреновской и Чесменский. Они были основаны во второй половине XVIII века. Граф Алексей Орлов-Чесменский – сподвижник Екатерины II и брат ее фаворита – вывел знаменитые породы рысистых и верховых лошадей. Их содержали в каменных конюшнях и выводили на показ гостям в изящных крытых манежах. Старинные постройки сохранились до наших дней.

Осталось и само конезаводство, несмотря на скудную поддержку государства. В Чесменке около 300 лошадей, в Хреновом – сотня. Энтузиасты продолжают селекцию, потомки легендарных жеребцов регулярно выигрывают призы на соревнованиях. Лошадей покупают спортсмены, цирки, конная полиция. Самых спокойных берут любители – чтобы учить верховой езде детей.

В Хреновом вам покажут не только орловских рысаков, но и флегматичных русских тяжеловозов – они доставляют сено, солому и опилки для более родовитых соседей по стойлу. Добродушный Зверобой весит 980 кило и тянет до 18,3 тонны.

В музее конезавода можно рассмотреть сбрую и фотографии лучших орловских рысаков за целое столетие. Улов, например, установил 17 скоростных рекордов. Последний держался 40 лет. Ухаживала за конем, который весил пять центнеров, маленькая и хрупкая Анастасия Андреевна Бурмистрова. Она стала конюхом в 1944 году и проработала так всю жизнь. Племенной жеребец должен заслужить право стать отцом. Для этого нужны выдающиеся спортивные заслуги или красивый экстерьер. Хреновской отец-герой – конь Попрек – живет в заводе 24-й год. У него 248 детей.

Валяйте!

Другой бобровский бренд – валенки. В “Доме шерсти” и “Царстве шерсти” можно увидеть, как катают войлок, и обзавестись мягкой обувью – с вышивкой и аппликацией. А повалять шерсть своими руками дадут в “Доме ремесел”. Там научат и узоры на платках делать, и из липы вырезать красивые мелочи, и из глины лепить, и металл на наковальне гнуть. Изделия после мастер-класса можно забрать с собой.

Жители района издавна промышляли вязанием веников. Для этого нужны небольшой станок, правильно подготовленное сырье и, само собой, умелые руки. Посмотреть на работу мастера и попробовать повторить его успех тоже можно в “Доме ремесел” – по предварительной договоренности.

Ну а если душа от впечатлений запоет – выручит бобровская гитара. Простая, неприхотливая и дешевая. Такие часто берут с собой в походы.

Места для отдыха на природе в Боброве тоже есть. Для “дикарей” организуют прокат байдарок. Можно плыть самостоятельно, можно – с инструктором по разработанному маршруту, с ухой на костре и ночевками в палатках. Водные походы, кстати, летом устраивают и для ребят-колясочников. Ну а тем, кому хочется большего комфорта, подскажут базу отдыха в лесу.

Все объекты для активного отдыха на природе здесь новые, созданы бобровцами благодаря грантам. В Шишовке, скажем, предприниматель построил несколько домиков на берегу. Там же есть мини-зоопарк с 52 видами животных: пони, енотами, фазанами, парочкой эму…

Отдыхать со вкусом

В последние годы в Бобровском районе развивается сельский туризм. Аграрии пускают гостей на свои объекты, объясняют, как что устроено, угощают экологически чистой продукцией. Так, в Сухой Березовке действует круглогодичная теплица с клубникой. В разгар зимы можно набрать в кузовок ароматных ягод. В самом Боброве туристов направляют на козью ферму Виталия Рыбина. Он приобрел заанненских коз в 2018 году и сейчас разводит их на племя. В России такие животные в дефиците, и на молодняк молочных пород образуется очередь.

– Зааненнскую козу невозможно раскормить, чтобы пустить на мясо. Она чисто молочная. Шерсти на ней мало даже зимой, а летом некоторые у нас вообще почти лысые ходят, – рассказал глава КФХ. – Это важно, так как любой волосок, попавший в молоко, придает ему мускусный запах, который часто смущает потребителей козьей продукции. У нас ни молоко, ни сыр ничем специфическим не пахнут. Сыры мы начали делать несколько месяцев назад по собственной технологии (так как ГОСТа на козий сыр нет). Есть твердый типа молодого пармезана, есть “голландские” варианты. Пока в розничных сетях мы не представлены, проводим дегустации для туристов, чтобы понять, какой сорт больше нравится людям.

Бобров – один из центров воронежского сыроварения. По этому профилю здесь работает четыре промышленных предприятия.

– В России все сыры в виде шара, кроме алтайского “Ламбера”, – бобровского производства. Каких только нет: и с орехами, и с травами, и голубой… – напомнил глава района Анатолий Балбеков. – И колбасы в Воронежской области почти все наши!

Источник: Российская Газета