Деревенская пастораль, уютный домик, пахнущий деревом и свежеиспеченным хлебом, плетеные коврики на полу и вышитые занавески на окнах, за которыми — лес, река или озеро. И тишина, только птички поют… Очевидно, именно таким бизнесом видят агроэкотуризм разработчики указа о развитии этого сегмента рынка. А потому одной из главных мер недавно принятого документа является разграничение реальной самозанятости деревенских жителей и гостинично-ресторанного бизнеса.
ЗАМЫСЕЛ ПРАВИЛЬНЫЙ, НО ВОПРОСЫ ОСТАЛИСЬ
Владелец агроусадьбы «Ганка» Анатолий Ганец из Воложинского района был одним из тех, кто в составе рабочей группы по развитию сельского туризма участвовал в обсуждениях изменений в законодательстве.
— Как можно развивать сельский туризм на участке 9–12 соток? Я всегда был противником того, чтобы это считалось усадьбой. Некоторые, пользуясь льготами, стали под видом агроэкотуризма развивать ресторанный и гостиничный бизнес. Дома сдавались под свадьбы, банкеты. Посыпались жалобы от соседей. Со всем этим надо было что-то делать, структурировать, — обрисовывает наболевшую проблему Анатолий Ганец.
Его позицию разделяет и председатель Республиканского союза туристической индустрии (РСТИ) Филипп Гулый. Эксперт приводит цифру: в Беларуси зарегистрировано более 3 тыс. усадеб. Многие, воспользовавшись льготным кредитом, просто улучшили жилищные условия. Сейчас они, может, вовсе не оказывают туристические услуги. Другие же, не будучи юрлицами, создают конкуренцию гостинично-ресторанному комплексу. А реальным сельским туризмом с мастер-классами, ремеслами, сыроварнями, хлебопекарнями, бортничеством и прочими экзотическими для детей асфальта и бетона изысками занимается только часть.
— Замысел указа верный: если ты в районе МКАД или в развитой курортной зоне, как Нарочь и Браслав, сдаешь дом или коттедж, то должен платить серьезные налоги. А если ты находишься в глуши, про которую говорят «медвежий угол», то тебе не только льготы положены, но еще и доплаты. Это принцип ранжирования территорий, — считает Филипп Гулый.
Правда, к сожалению экспертов отрасли, принцип ранжирования территорий в документ не попал. Вместо этого определено, что агроусадьбам нет места в городках с населением 20 тыс. человек и более.
Кроме того, вводится ответственность местных органов власти, которым предстоит определять, кому разрешить вести деятельность в этой сфере. Облисполкомы получат право составлять перечни населенных пунктов, где нельзя создавать усадьбы (действующим разрешат продолжать работу — при выполнении всех законодательных норм).
УСАДЬБА VS ГОСТЕВОЙ ДОМ
Среди основных критериев: жилых комнат в агроусадьбе может быть не более десяти, а гостей нужно кормить продукцией со своего подворья и предлагать пакетом как минимум два вида услуг.
— Откуда эта цифра: десять комнат? — задается вопросом Филипп Гулый. — Почему не шесть, не двадцать?
Анатолий Ганец вспоминает, что это ограничение было прописано и раньше (изначально и вовсе допускалось только пять комнат, затем их число удвоили), но в документах уточнялось: для размещения гостей. Такого уточнения в новом документе, на взгляд эксперта, как раз не хватает. Потому что в доме могут быть и другие жилые помещения, а также столовая, бытовые и т. д.
— Если ты превышаешь лимит, за дополнительные комнаты надо платить. Потому что это будет гостевой дом. Такие распространены в России. Этот формат тоже имеет право на жизнь, но на других налоговых условиях. И надо согласовывать проведение шумных мероприятий со своими соседями, — объясняет хозяин усадьбы.
Шумные празднества вблизи жилых домов теперь тоже будут исключены (или допускаться по оговоренным дням), но непонятно: близко — это сколько в метрах? С владельцев усадеб будут спрашивать за нарушение общественного порядка, в том числе постояльцами.
При этом сам перечень развлечений, которые можно предлагать гостям, расширился: презентации, юбилеи и банкеты, мастер-классы по народным ремеслам, физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия, рекреационные.
С учетом всего этого Анатолий Ганец пока не понимает, как быть хозяевам усадеб, которые организовывали, например, свадьбы в национальных белорусских традициях где-то в самом центре плотного жилого района. Нужны ли будут согласования и с кем, можно ли при этом оставаться субъектом агротуризма.
— Я готов в разумных пределах платить налог за то, что у меня проходят такие мероприятия. Но эти деньги должны оставаться в нашем районе, там, где и усадьба. На развитие нашего региона, — считает он.
ЧТО БУДЕТ С КЛАСТЕРАМИ?
Особые переживания Анатолия Ганца связаны с существованием кластерной системы. В свое время он инициировал объединение своих земляков в первый в Беларуси кластер (кооператив) «Воложинские гостинцы», в который вошли фермеры, хозяева усадеб, ремесленники, юридические лица.
Сегодня в этом районе больше всего усадеб в Беларуси — свыше 60. Вместе легче разделять расходы на организацию каких-то больших мероприятий, презентаций с национальным колоритом. И для местных жителей, ремесленников это дополнительный заработок.
В том числе соседи могут поставлять продукты со своего огорода или подворья — овощи, молоко, яйца, мясо, мед. Другие, например, дают лошадей и гужевой транспорт для конных прогулок. Такая кооперация выгодна всем. Насколько тогда обязательно ведение собственного хозяйства для субъекта агроэкотуризма?
— Как и кому доказывать, какой процент продукции у тебя с собственного огорода, а какой с рынка или еще откуда-то? — формулирует еще одно «белое пятно» в указе Филипп Гулый. — Это может стать полем для коррупции.
А СУДЬИ КТО?
Глава РСТИ согласен, что власти на местах имеют больше компетенций, чем профильное ведомство, потому что всех знают. Но они все же не эксперты в туриндустрии. И решать, кому давать статус агроусадьбы, а кому нет, — это серьезная ответственность и дополнительная нагрузка, потому что новые штатные единицы для этого не предусмотрены.
РСТИ для повышения профессиональной компетенции местных органов власти предлагает свою помощь.
«ПОТЯНУТ» ЛИ АГРОУСАДЬБЫ НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД?
С нового года владельцы усадеб официально переходят в класс самозанятых: им придется уплачивать налог на профессиональный доход — 10 или 20% от оборота. Пока для них действует ежемесячный сбор в размере 1 базовой величины (32 рубля), т. е. за год — 384 рубля, а в 2021-м они уплачивали ежегодный налог в размере двух базовых величин (тогда это было 58 рублей).
Анатолий Ганец привел расчеты на примере своего дела:
— У нас работают шесть человек, члены семьи. Предположим, доход за год будет 60 тыс. рублей, примерно половина из них будет потрачена на текущее обслуживание дома, продукты питания, материалы. Если оставшиеся 30 тыс. разделить на 12 месяцев, получится 2,5 тыс. То есть каждый из нас ежемесячно может рассчитывать на зарплату не более 416 рублей. А ведь нужно еще откладывать на развитие, создавать что-то интересное для гостей в своей усадьбе, какую-то «фишку» придумывать. Платить за электричество. Поэтому даже 10% налога через пару месяцев приведут любую усадьбу к закрытию. Я уже не говорю про 20% — это полный убыток.
Наш собеседник уверен, что налоговая реформа вынудит примерно 80% владельцев усадеб закрыться.
Есть еще одна нестыковка: отчетность о деятельности сдается раз в год. А налог — ежемесячно. При этом его размер зависит от годового дохода, который невозможно предугадать.
ЧТО В ИТОГЕ?
Выводы делать рано: положения указа еще не вступили в силу, как и не введен новый налог.
— Сейчас турпоток повышенный. Думаю, следующее лето покажет, как новые условия повлияли на сферу. Но правила ведения дел уже усложнились, и это гасит предпринимательскую инициативу, — отмечает Филипп Гулый.
Он убежден, что налогами надо облагать тех, кто много зарабатывает на турпотоке. А тех, кто пытается сохранить рабочие места в глубинке, наоборот, важно поддерживать. Но есть надежда, что мы постепенно приходим к созданию условий для честной конкуренции. Она подпитывается тем, что в стратегии Минспорта заложено понятие туристических зон и их ранжирования, и эта тема начинает серьезно и централизованно разрабатываться.
Источник: officelife.media
Комментариев (0)