В Краснодарском крае работает свыше 100 объектов аграрного туризма. ДГ выяснила, какую поддержку им оказывают власти, и какие нормативно-правовые вопросы затрудняют их развитие.
Агротуризм в Краснодарском крае стремительно развивается. Но что это — маркетинговый инструмент для продажи произведенной фермерами продукции или действительно полное единение с природой и погружение в сельскую атмосферу — пока вопрос открытый. Все чаще желающим отдохнуть предлагают однодневные туры или кратковременные визиты на объекты агротуризма.
Агротуризм только начинает появляться в нашей стране и еще ищет свою форму, уверены эксперты, задача властей же в этом процессе — не допустить искажения и придать ему цивилизованный формат полноценного отдыха.
По информации пресс-службы министерства туризма, курортов и олимпийского наследия Краснодарского края, аграрный туризм — одно из приоритетных стратегических направлений развития курортной сферы. По данным ведомства, в крае уже работает свыше 100 объектов аграрного туризма, расположенных на территории 24 муниципальных образований. Большинство из них — это многофункциональные предприятия, которые предоставляют услуги по нескольким направлениям сельского туризма. Это винные и чайные туры, конные прогулки, рыбалка и охота, знакомство с традициями и бытом народов края, экскурсии на пасеки, сыроварни, экологические и даже экзотические фермы — страусиные, крокодиловые, устричные и улиточные.
Из более 100 объектов аграрного туризма 35 специализируются на эногастрономическом направлении. Такие предприятия предлагают туристам посетить винные туры, принять участие в дегустационных сетах, познакомиться с традициями и культурой народов Кубани. Благодаря развитому виноградарству и виноделию в крае и системной работе по развитию аграрного туризма в регионе Кубань стала центром эногастрономического туризма юга России.
Представители отрасли подчеркивают, что агротуризм должен погружать гостя в атмосферу, а этого невозможно достичь за пару часов пребывания на объекте. «Агротуризм — это, безусловно, погружение в атмосферу в течение нескольких дней. То есть гости выбираются из города на природу, в сельскую местность, чтобы почувствовать соединение с природой, насладиться тишиной, спокойствием. В то же время они соприкасаются и с местной культурой, традициями, кухней. В Европе, помимо отдыха в сельской местности, среди туристов популярно и участие в сельском труде. Следуя общемировому направлению развития агротуризма, мы создали такой проект с учетом специфики нашей местности. Краснодарский край — это в том числе край виноградарства и виноделия. Например, туристы, приезжающие к нам, в «Винотеррию», не только пробуют новаторские блюда черноморской кухни, но и могут остаться у нас в гостинице и принять участие в сезонных работах на виноградниках (подвязка, обрезка лозы, сбор урожая). Очень увлекательно примерить на себя роль виноградаря, погрузиться в этот процесс не по рассказам экскурсовода, а в прямом смысле попробовать все своими руками. В этом и заключается суть агротуризма — в причастности к процессу», — комментриует Анна Нестерова, представитель комплекса «Винотеррия».
По закону
Все новое и развивающееся требует развития и формирования правил во всех направлениях, в том числе и в нормативно-правовой базе. Уже появился важный вопрос нормативно-правового характера, который негативно сказывается на развитии направления: как правило, все агропредприятия располагаются на землях сельскохозяйственного назначения, на которых строительство капитальных средств размещения гостей не предусмотрено. Соответственно, сегодня аграрии, предлагающие долговременное размещение, вынуждены оформлять гостиницы и гостевые дома как хозпостройки. Эта проблема стала одним из пунктов концепции развития аграрного туризма, но решения пока нет. Как сообщили в министерстве курортов, туризма и олимпийского наследия края, вопрос находится в стадии проработки и уже не раз являлся темой обсуждения экспертного сообщества, в том числе на бизнес-конференциях «Школа агротуризма» и отраслевых совещаниях. Работу в этом направлении проводит и министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края. Урегулирование данных правоотношений осложняется тем, что предмет относится к ведению федерального законодательства.
В настоящее время на предварительном рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект № 690944-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития сельского туризма (агротуризма)», которым предусматривается закрепление в федеральном законодательстве понятия «сельский туризм». Министерство активно участвует в проработке данного нормативного правового акта, в профильный комитет Государственной Думы направлены предложения и отзыв на законопроект.
О концепции и поддержке
Для развития агротуризма в крае принята концепция, регламентирующая само понятие «сельский туризм», действуют меры финансовой и непрямой государственной поддержки для предпринимателей, работающих на этой ниве, — гранты, образовательные программы и продвижение турпродуктов на внутреннем и внешних рынках.
Так, начиная с 2014 года при поддержке регионального парламента ежегодно проводится конкурс «Лучший объект сельского (аграрного) туризма» в трех номинациях (лучший малый, средний и крупный объект сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае), победители и призеры награждаются грантами. За годы проведения конкурса его участниками стали около 100 предприятий Кубани. В целом за 5 лет победителям и призерам конкурса были направлены гранты в форме субсидий на сумму 1,5 млн руб. В 2019 году увеличены размеры грантов в форме субсидий в размере 170, 130 и 100 тыс. руб. за первое, второе и третье места соответственно.
Министерством в рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса» оказывается грантовая, информационная и образовательная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства.
Создана «Школа агротуризма», где начиная с 2017 года ежегодно проходят образовательные мероприятия для представителей направления. По замыслу создателей, это мероприятие должно способствовать популяризации и вовлечению предпринимательского сообщества в сферу сельского (аграрного) туризма, демонстрации лучших практик реализации проектов в сфере сельского (аграрного) туризма, обмену опытом. За время работы «Школы агротуризма» в ней приняли участие около 400 практикующих и начинающих предпринимателей.
За три года, по словам представителей министерства туризма Краснодарского края, школа стала главной образовательной и коммуникационной площадкой в профессиональной среде агротуристического бизнеса Краснодарского края и юга России. Участники школы — руководители хозяйств, фермеры, рестораторы, молодые предприниматели, реализующие либо планирующие реализацию проектов в сфере агротуризма.
Участие в работе школы позволяет получить новые знания для реализации начального этапа и запуска проектов в сфере сельского (аграрного) туризма, обменяться опытом по развитию объектов агротуризма, рассмотреть проблемные вопросы и выработать механизмы их решения, получить навыки работы с туроператорами и туристско-экскурсионными организациями, приобрести полезные деловые контакты.
В апреле текущего года участники мероприятия обсудили меры государственной поддержки объектов сельского (аграрного) туризма, состоялись презентации успешных практик по созданию объектов агротуризма из различных регионов страны, проведена деловая игра «Проектогенерация». Перед слушателями выступили руководители лучших объектов агротуризма России, представители министерства курортов, туризма и олимпийского наследия, министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, Центра поддержки предпринимательства, Фонда микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, саморегулируемых организаций (ассоциации) в сфере агротуризма, сообщили в ведомстве.
Мероприятия школы финансируются в рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса». Точных цифр на наш вопрос, во сколько региональному бюджету обходится данное мероприятие, в ведомстве нам не дали.
Дмитрий Богданов, эксперт в сфере туризма, подчеркивает, что бизнесу необходимо в первую очередь учиться создавать те услуги и продукты, которые более четко соответствуют запросам и ожиданиям гостей, а не просто реализовывать свои фантазии или мечты. Причем соответствие это должно быть основано не на словах потенциальных туристов, а на их реальной готовности платить за предоставляемые услуги. «При таком подходе мы все не просто получим взрывной рост агротуризма в Сочи и Краснодарском крае — у нас будет реально интересный, яркий и востребованный продукт в туризме, которые позволит и туриста оставить довольным, и бизнесу заработать по-настоящему достойные деньги», — уточняет создатель туристической компании «Здоровый мир — Сочи».
Суть понятия
Согласно Закону Краснодарского края от 25 октября 2005 г. № 938-КЗ «О туристской деятельности в Краснодарском крае» сельский (аграрный) туризм — вид туризма, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и сельскохозяйственных ресурсов сельских территорий, осуществляемый в целях отдыха, ознакомления с сельскохозяйственным производством и участия в сельскохозяйственной деятельности.
Согласно концепции, объект сельского (аграрного) туризма — средство размещения, организация общественного питания, объект показа и досуга, расположенный на территории муниципального образования края, позволяющий туристу ознакомиться с настоящим сельским бытом и сельской атмосферой.
В качестве характерных черт объекта аграрного туризма, отмеченных в документе, должны быть сельское гостеприимство, основанное на личностном, индивидуальном отношении хозяев, создании домашней атмосферы; традиционная и домашняя кухня, использование натуральных продуктов, выращенных в самом хозяйстве или соседних хозяйствах (в радиусе до 100 км); обязательно наличие просветительского компонента: сельского мини-музея или экспозиции, культурно-этнографической и/или фольклорной программы, общения с животными, просветительской программы с рассказом о природном и культурно-историческом наследии и сельском быте, мастер-классов по традиционным ремеслам и землепользованию и т. п.; наличие собственного подсобного хозяйства или производства сельскохозяйственной или ремесленной продукции по традиционной технологии, наличие сельскохозяйственных животных; возможность для туристов поучаствовать в работе хозяйства; аутентичный внешний и внутренний облик помещений и прилегающей территории, либо демонстрация традиционной архитектуры и образа жизни, либо современные постройки, в оформлении которых использованы элементы традиционного сельского стиля. Указанные критерии носят комплексный характер.
К объектам сельского (аграрного) туризма, согласно документу, могут относиться сельские гостевые дома, гостиницы, базы отдыха, туристические базы, кемпинги и иные средства размещения, кафе и рестораны, музеи и культурно-досуговые центры, дома и центры ремесел, ремесленные мастерские, фермы, садовые, рыбные хозяйства и т. п., фольклорные, гастрономические и иные развлекательные программы, мастер-классы, экскурсии, иные объекты, удовлетворяющие вышеперечисленным условиям.
«Исходя из самого названия «агротуризм», такие объекты должны находиться вдали от городской суеты, куда можно приехать на несколько дней и полностью погрузиться в колорит местного быта, познакомиться с традициями, кухней, людьми, их образом жизни. Для этого инфраструктура объектов агротуризма должна отвечать современным требованиям туриндустрии в целом. А это комфортно оборудованные места для проживания, точки общепита, возможность легко добраться до объектов агротуризма. Очень важна доступная информационная поддержка туристов, чтобы они понимали особенности того или иного места, могли своевременно получать ответы на свои вопросы», — высказывает свою точку зрения Анна Нестерова, представитель комплекса «Винотеррия».
Кроме того, эксперт уверена, что у гостей обязательно должна быть возможность попробовать и приобрести продукты местного производства. В нашем крае все больше и больше развивается собственное малое производство сыров, варенья, других продуктов питания и местного ремесла. Сейчас особое внимание уделяется натуральным фермерским продуктам. Появляются объекты агротуризма с организованными ярмарками и фестивалями местных производителей. Необходимо развивать это направление, делать такие мероприятия регулярными, доступными и качественными.
Автор: Евгения Гладущенко
Источник: Деловая Газета. Юг
Комментариев (0)