Новости

«Предложите им надеть ведра на коромысло»: станут ли Бавлы Меккой автотуризма?

«С последними инфраструктурными открытиями — М12 до Москвы и появлением в конце года продолжения до Екатеринбурга — значение развития автотуризма резко возрастает», — рассуждал вчера на онлайн-конференции председатель госкомитета Татарстана по туризму Сергей Иванов о будущем отрасли. Новое перспективное направление для республики — автомобильный туризм и кемпинги. Поле непаханое, и благодаря развитию точек в Бавлах и соответствующей инфраструктуре регион может стать крупным игроком в туротрасли.

Бавлы хотят привлечь туристов из Оренбурга и Башкортостана

Эксперты со всей страны накануне в формате онлайн-конференции ломали головы над тем, как завлечь туристов на автомобилях в сельскую местность. Немалая часть была отведена татарстанскому туризму. Тема животрепещущая, да и мировая повестка ей благоволит. Западные курорты для россиян закрылись, на внутренний туризм закономерно вырос запрос, в особенности на активный отдых. Так, по данным руководителя RV Land Максима Беляеваза 10 лет интерес к автопутешествиям вырос практически в 5,5 раза, а в среднем семья из трех человек тратит на него до 57 тыс. рублей. Но за спросом не поспевает предложение, и в России на сегодня всего 400 кемпингов — катастрофически мало, особенно на фоне европейских стран. Так, в небольшой Швеции на страну 600 кемпингов, в Германии — 2 тыс., а во Франции — более 9 тысяч!

По сути, сегодня в России, по приблизительным подсчетам, более 20 млн автопутешественников. Половина предпочитает проводить отпуск в уютных отелях, другие — на природе и свежем воздухе. Благо у Татарстана есть хорошее подспорье в виде недавно открывшейся трассы М12, о чем на конференции рассказывал председатель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов.

«Татарстан — автомобильный регион, а с последними инфраструктурными открытиями — М12 до Москвы и появлением в конце года продолжения до Екатеринбурга — значение развития автотуризма, конечно же, у нас резко возрастает. Я бы даже сказал, оно становится принципиально важным», — отметил чиновник. Ранее, в интервью «БИЗНЕС Online», Иванов прогнозировал миллионный поток туристов в Казань благодаря М12. Собственно, первые звоночки предстоящего куша для отелей были в новогодние каникулы, отмечал спикер, — поток гостей вырос многократно.

И если отелей в Татарстана в принципе хватает, то вот кемпинги — поле непаханое. В особенности республику интересует сельский туризм. Грубо говоря, это один из видов активного отдыха, ориентированный на погружение людей в быт и культуру деревни, знакомство с традиционными блюдами и ремеслами через мастер-классы. Ночевать туристам при этом предлагается или в классических деревенских домах, или в палатках и машинах на местах для кемпинга.

Подобный туризм в республике вознамерились развивать Бавлы. Возможности у района на юго-востоке Татарстана внушительные, во многом за счет расположения: территория находится на границе с Башкортостаном, Самарской и Оренбургской областями — хорошее подспорье для привлечения клиентской базы. Собственно, свое «узловое» положение район уже не первый год успешно реализует.

«Для популяризации автотуризма с 2022 года в городе Бавлы проводится всероссийский автотуристический фестиваль „АРБА-Fest“. Цель фестиваля — объединить жителей России, любящих автопутешествия», — рассказал глава Бавлинского района Ильяс Гузаиров. Он обозначил, что завлекать туристов намерены мероприятиями с национальным колоритом, экскурсиями, сплавами по реке, мастер-классами, знакомством с национальной кухней, выставкой местной продукции.

Надо отметить, что Бавлы не первые развивают автомобильный туризм в Татарстане. Летом 2023 года в Зеленодольском районе на территории поселка Осиново появился современный автокемпинг. Он находится в 1,5 км от автодороги М7. Стоимость проекта составила порядка 200 млн рублей, 12,5 млн рублей из них — средства, выигранные на грант Ростуризма в 2022 году.

«Развитие необходимо не только придорожной инфраструктуре»

Увы, развитие сельского туризма на сегодня затруднено. Пока официально этот вид туризма находится в ведении минсельхоза под названием «Агротуризм». Гранты и субсидии владельцам «деревень» получить непросто, и, как пишет «Российская газета», сельские жители чаще всего на свой страх и риск и на собственные средства создают то, что привлекает к ним гостей. Решать проблему хотят новым законопроектом, который закрепит в законе о туризме понятие «сельский туризм» как одно из направлений развития внутреннего туризма и сельских территорий.

Впрочем, никто не запрещает развивать сопутствующую инфраструктуру и другие виды активного отдыха для автомобилистов — кемпинги и автокемпинги. На них субсидии получить проще, и за счет работы над «периферией» можно увеличить привлекательность сельских территорий. Собственно, в этом году наша республика как раз принимает нормативный акт, который закрепляет в законодательстве кемпинги и автокемпинги. Т. е. предприниматели, рассказал Иванов, смогут заявляться на получение субсидий и софинансирование со стороны бюджета при создании таких вот объектов. Косвенно, но это поможет в развитии сельского туризма, пока законопроект «маринуют» в кулуарах.

«Развитие необходимо не только придорожной инфраструктуре, но и объектам инфраструктуры, которые находятся не только на трассе, но и на территории республики, — отмечал Иванов. — Съезжая с трассы, человек, естественно, должен сразу попадать на какие-то хорошие объекты, где можно остановиться, переночевать, что-то посмотреть, где-то поесть. И поэтому, конечно, задача — найти наиболее оптимальное решение для создания инфраструктуры рядом с объектами в малых городах, чтобы люди заезжали, ночевали, проводили там как можно больше времени».

Как блогер учил чиновников услуги продавать

После серьезных разговоров о «субчиках» и финансах слово взял Дмитрий Дрозд, путешественник и блогер из Санкт-Петербурга. К проблеме сельского туризма он подошел с другой стороны: а как чиновники планируют продавать Бавлы туристам? Все-таки проблема не в том, что трудно доехать или негде переночевать — путешественники банально могут не знать о существовании места.

Грубо говоря, Дрозд учил чиновников азам маркетинга. Для начала, например, он рассуждал о важности кратко и просто преподносить информацию для туристов. Канцеляризм и заумь в рекламных материалах неуместны, информация должна подаваться в понятном виде. Блогер предлагал чиновникам апеллировать к ностальгии потенциальных туристов: у каждого есть воспоминания о беззаботных днях в деревне, о походах в дикую природу с друзьями. Эта простота и искренность деревенского быта — хороший инструмент для продаж.

Или вот другая фишка деревни — обыкновенные деревенские печи. В Бавлах люди могут в них приготовить блины вместе с детьми. Такой интерактив есть только в трех местах: здесь и в двух селах Подмосковья. Это мелочь и обыденность для местных, но настоящее чудо для, например, городских жителей. Еще пример уникального культурного кода Бавлов — «чай с матрешкой». За витиеватым названием скрывается местное название простой душицы.

«Это простая, необычная для городского жителя бытовая жизнь. Например, неважно, что у вас есть водопровод, отправьтесь с туристами за водой к колодцу, — продолжал Дрозд. — Предложите им надеть ведра на коромысло и принести воду. Поверьте, огромное количество городских жителей в принципе не догадываются, что такое коромысло и как носить воду в ведрах. Неважно, что вы даже это не носите, но это может быть очень интересным погружением в бытовую жизнь, неизвестную обычному городскому жителю, вашему гостю».

При этом необязательно тратить деньги на дорогие видеоролики. Главное — содержание, а не форма, можно обойтись хорошо написанным текстом. Все же письменные материалы люди читают вдумчивее и с большей концентрацией. Да и маленькие, короткие видео тонут в анналах истории быстрее, чем тексты. Главное — уметь четко и лаконично продать свои преимущества.

«Как «женить» автотуризм и сельский туризм?»

Очередной же совет для Бавлов и владельцев точек активного отдыха поступил от президента ассоциации автомототуризма и караванинга Сергея Лобарева. Спикер с ходу обозначил главную беду современных автопутешественников — отсутствие проложенных маршрутов. Разработанные Ростуризмом пути, со слов Лобарева, подходят для автобусов, а не для автомобилистов. Собственно, этим и занимается его контора — самостоятельно прокладывает народные тропы по «злачным» местам.

«Как „женить“ автотуризм и сельский туризм? Дегустации и мастер-классы нужны, но важный момент — создать маршрут, подружиться. Автомобильный туризм — это не автобусный, где нельзя ни на шаг отойти — расстрел сразу», — говорил он.

Чиновники не всегда понимают, как им рекламировать свои территории, о чем косвенно и говорил Дрозд. Потому компании Лобарева, по сути, приходится заниматься повторным первооткрытием культурных и природных мест притяжения, которые были бы интересны автотуристам. В качестве успешного кейса спикер вспомнил ситуацию в Тверской области, когда после работы ассоциации в регионе вырос турпоток.

Другая беда отрасли — нежелание работать с людьми с ограниченными возможностями. И это большая ошибка. Людей с инвалидностью в стране более 16 млн — это невероятно огромная и перспективная группа.

«Есть даже такое устойчивое понятие у некоторых, что инвалид — проблема, головная боль. Напоминаю, это очень хороший гость. Он едет не один, а обычно с сопровождающими, они оставляют хороший чек. Мало того, лица с инвалидностью не уходят в отпуск: он к вам может приехать, когда остынет весь летний поток, и он приедет к вам и зимой, и весной, и осенью», — продолжал Лобарев. Он напомнил, что с СВО возвращаются бойцы, оставившие на поле боя здоровье. Им необходима реабилитация, деньги у них водятся — стереотипы о проблемных и малодоходных инвалидах следует разрушить и забыть.

Автор: Владислав Паймулин

Источник: БИЗНЕС Online

avatar

Росагротуризм.РФ

Выбирайте интересные предложения по размещению, турам, досугу и отправляйтесь в путешествие! Будьте в курсе новостей сельского туризма. Также у нас есть дешёвые авиабилеты :)

Комментариев (0)

Leave a Comment