Отдых на природе, в деревне, за пределами большого города всё более популярен в России. Если на отдыхе есть возможность попробовать местные сыры, овощи и фрукты, мясные изделия, интерес к нему еще больше. О том, как совмещать туризм и сельское хозяйство, и куда уже можно отправиться в агротур, обсудили на конференции по агротуризму в Тверской области.
6 октября 2022 года в рамках VI Тверского туристического форума в комплексе УПДК «Завидово» прошла организованная при поддержке Ассоциации туроператоров (АТОР) конференция по агротуризму для турбизнеса и органов власти в сфере туризма регионов, входящих в Центральный федеральный округ (ЦФО).
С приветственным словом к участникам профессиональной конференции обратилась Светлана Кобылкина, начальник отдела развития предпринимательской деятельности в АПК департамента развития сельских территорий Министерства сельского хозяйства РФ.
Она призвала агропроизводителей активнее участвовать в грантовом проекте «Агротуризм». Сейчас министерство ведет отбор участников на гранты в 2024 году. Подробнее об этом «Вестник АТОР» рассказывал здесь.
ПОЧЕМУ РЫНОК АГРОТУРИЗМА ПОКА ТАКОЙ УЗКИЙ
Сельский туризм уже играет большую роль в развитии туристического потенциала различных территорий. Всё чаще в разных регионах России можно встретить туристические объекты с традиционными развлечениями, ремеслами, гастрономией.
Именно такие виды туристических объектов представляли большинство участников конференции. Доля агропроизводителей в общем объеме туристического предложения сегмента сельского туризма в России пока очень небольшая. По подсчетам Агентства развития сельских инициатив (АРСИ), которое делает специальный акселератор сельского туризма, она составляет всего около 6%. Причина – сложная процедура оформления разрешений на туристическую деятельность для аграрных предприятий.
Чаще всего аграрные предприятия располагаются на земле сельскохозяйственного назначения. На ней, в частности, нельзя строить объекты размещения для туристов. Перевести даже частично землю из статуса сельхоз назначения в рекреационный очень сложно.
Как показал опыт участников конференции по аграрному туризму, обычно успешные кейсы в данном процессе предполагают очень тесное взаимодействие с администрацией города или района.
НА СВЯЗИ С АДМИНИСТРАЦИЕЙ: ФАКТОРЫ УСПЕХА АГРОТУРИЗМА
Впрочем, участие администрации тех или иных районов (городов, поселений) играет ключевую роль при развитии любого нового туристического объекта. Роль чиновников заключается в стимулировании привлечения туристов на первых этапах запуска проекта (например, школьные группы), помощи с полиграфической продукцией, помощи в организации пресс-туров и инфотуров, налаживании взаимодействии с туроператорами.
О примерах такого взаимодействия рассказали на конференции представители Министерстве туризма Тверской области.
«Одна из наших основных задач, над которой мы плотно работаем с Ассоциацией туроператоров – увеличение туристического потока. Мы понимаем, что растет поток самостоятельных туристов, но мы стремимся и поддержать туроператоров для того, чтобы их туристы в группах посещали наши объекты», – рассказала заместитель министра туризма Тверской области Надежда Выскубова.
На данный момент в Тверской области более 20 объектов сельского туризма. С этого года регион встречает туристов-круизеров на территории Завидово, а также в уже знакомых туристам портах Тверь, Калязин, Весьегонск. Время стоянки круизных судов в портах Тверской области увеличено, что позволяет туристам ближе и плотнее познакомиться с объектами показа региона.
Идет активная работа и по привлечению т.н. «last minute туристов» – так, уже разработан специальный путеводитель для тех, кто только в пятницу принял решение отправиться в Тверскую область на выходные.
Подобная помощь от администрации не только позволяет «раскрутить» новое агротуристическое предприятие, но и в целом увеличить количество туристов в регионе.
ПОСЕТИТЬ КАРЕЛИЮ В ТВЕРИ: КАК СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ ВЛИЯЕТ НА СЕЛО
Активное участие администрации принесло успех старту еще одному проекту сельского туризма в Тверской области.
Проект «Тверская Карелия» включает шесть туристических объектов. Каждый из них представляет собой не только сельский, но и этнический, ремесленный, гастрономический туризм. Пилотным проектом для запуска «Тверской Карелии» стал «Фестиваль пирога калитка», состоявшийся в 2015 году в селе Толмачи.
«Фестиваль «разбудил» сельских жителей и показал им перспективы туристической деятельности. Администрация активно поддержала энтузиастов. Мы помогли с бизнес-планом, привезли туроператоров, получили гранты, разработали линейку сувениров», – рассказала глава Лихославльского района Тверской области Наталья Виноградова.
В проекте стремятся поддерживать местных аграрных производителей. Путь к сердцу туристов прокладывают, в том числе, через гастрономию – а именно продукцию местных аграрных предприятий. Здесь угощают туристов уже ставшим известным местным мармеладом, сыром, овощами.
Сельский туризм в Тверской области, конечно же, не ограничивается «Тверской Карелией». В регионе понимают растущую потребность воссоединения человека и природы, поэтому активно развивают это направление отдыха.
Например, в Калининском районе туристов готовы встречать оленья ферма «Судимиръ», туристическая ферма Ивановка, фермерское хозяйство Березино, комплекс загородного отдыха «7 место», комплекс «12 дубов» и т. д.
Что немаловажно – в сельском туризме в Тверской области понимают еще и важность комфорта. К новым туристическим объектам строятся дороги, налаживается и обустраивается инфраструктура.
ОБМЕН ОПЫТОМ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ
Сельский туризм и агротуризм для Калужской области играет большую роль уже сейчас. В регионе работает большое количество аграрных предприятий, здесь более ста объектов сельского туризма.
Для развития этого сегмента в регионе задействуют различные меры и стимулы. Одно из них – ежегодное мероприятие «Сельское лето. Отдыхай в Калужской области». Это серия мероприятий, которые проходят с мая по сентябрь и направлены на продвижение объектов.
С 2015 года в Калужской области ежегодно проходит съезд предприятий сельского туризма. На нем обсуждаются проблемы, которые существуют на объектах. Кроме того, участники рынка на съездах могут ознакомиться со всеми последними изменениями в законодательстве.
Сельский и аграрный туризм в Калужской области начался с обмена опытом с другой страной.
«В 2014 году мы объединили неравнодушных людей в этом сегменте и повезли их с целью ознакомления опытом в Белоруссию. Я везла туда конкурентов. Обратно я привезла людей, которые до сих пор очень дружат и создали в 2015 году Ассоциацию агро-сельского туризма», – рассказала в ходе конференции Татьяна Минченко, начальник отдела разработки и реализации программ туристической индустрии управления развития туризма министерства туризма Калужской области.
Она также выделила важный, по ее мнению, фактор, который мог бы улучшить привлекательность агротуристических объектов в регионе.
«Мне бы хотелось, чтобы на каждом из наших объектов, как у белорусов, туристам бы предлагалось питание и продукты собственного производства. У некоторых из наших объектов уже есть сыры, рыба, другая продукция собственного производства. Но хотелось бы, чтобы это было для туристов на каждом объекте», – подчеркнула Татьяна Минченко.
Проиллюстрировать успешные калужские проекты приехал на конференцию по агротуризму Марк Леонов – менеджер по работе с клиентами базы отдыха семейной базы отдыха «Клевое место».
Он отметил огромный интерес к сельскому туризму в последние годы – туристам нравится отдыхать на природе, пробовать и покупать продукты местного производства. Однако этот высокий интерес является отчасти и сложностью.
«Сейчас мы не можем адекватно реагировать на прирост количества туристов. Адекватная реакция в моем понимании – это расширение номерного фонда. Но у нас нет возможности это делать, т.к. нет долгосрочных кредитов. Есть кредит под небольшой процент, но гасить основное тело приходится уже спустя три месяца. А за этот срок очень сложно раскрутить какой-то объект, а тем более получать от него прибыль», – отметил Марк Леонов.
Для решения этой проблемы в компании решили попробовать организовать размещение туристов в глэмпингах. Этот вариант стал быстро пользоваться популярностью, но только в летний период.
Для привлечения внимания к местным сельхозпроизводителям в «Клевом месте» провели фестиваль «Тыква лайф». Он, хотя с первого раза и не принес компании доходов, привлек не только туристов на базу отдыха, но и местных сельхозпроизводителей, которые расширили у гостей фестиваля рамки представлений об отдыхе в Калужской области.
АГРОПРЕДПРИЯТИЯ ПРОРЫВАЮТСЯ В НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ
Кроме примеров успешной комбинации сельского туризма с другими видами туризма (круизным, гастрономическим, этническим), есть и кейсы эффективной интеграции элементов аграрного туризма в национальные и региональные туристические маршруты.
Так, один из популярных национальных туристических маршрутов включает в себя посещение сразу нескольких агропредприятий. К слову, история маршрута «С грохотом по фермам или глаза страшатся, а руки делают» тоже началась с обмена опытом.
«В нашем ассортименте как туроператора по выездному туризму появились туры «Неизведанная Латвия» и «Неизведанная Эстония». Мы не хотели ехать в крупные города, мы хотели ехать по фермам ближайших к нам соседей. И когда в нашем регионе появилось достаточно много таких объектов, мы вышли на общий маршрут, который их все включил. И это были именно объекты агротуризма», – рассказала на конференции Светлана Баранова, директор туроператорской компании «Континент» (г. Псков).
В рамках маршрута «С грохотом по фермам, или глаза страшатся, а руки делают» туристы посещают не только исторические, культурные объекты показа, но и КФХ «Сады на Кудебе», где можно поучаствовать в сезонных работах, порыбачить, попробовать овощи, ягоды, мед, яйца, сыр, домашние заготовки и, конечно, яблоки. Или просто погулять.
В программу также включено посещение экофермы «Изборский страус» и КФХ «Барановское» с экскурсией от хозяина малиновой фермы с дегустацией продукции (мармелад, конфитюр, сок, варенье). Есть и экскурсия на экопоселение «Хлебный хутор» с мастер-классом по приготовлению печатных пряников в старинных формах.
Питание на таком маршруте также происходит непосредственно на фермах.
АГРОПРЕДПРИЯТИЕ КАК ТОЧКА СБОРКИ ВИДОВ ТУРИЗМА
Еще один пример комплексного подхода к агротуризму на конференции представил экопарк «Ясно поле», находящийся между Тулой и Москвой. Здесь производится большое количество сельскохозяйственной продукции, но себестоимость ее высокая – неровный ландшафт, высокая эрозия почвы и небольшая ее плодородность сказываются на цене. Но, несмотря на недостатки ландшафта и себестоимость продукции, компании удается развиваться именно как агротуристический объект.
«Наша задача на данный момент – дать туристу первое знакомство с сельским образом жизни. И показать, как может выглядеть гастрономический, образовательный, экологический и культурный туризм на сельских территориях», – рассказала сооснователь экопарка Светлана Николаенко.
Большая часть земель экопарка «Ясно поле» – сельскохозяйственного назначения. Здесь высаживаются корма, которые идут на содержание фермы. Есть своя сыроварня, конный двор, ульи и т. д. Помимо этого в экопарке есть несколько точек общепита, пространство для конференций, проводятся экскурсии и т. д. То есть фактически агротуристический объект является точкой сборки нескольких видов туристических услуг.
Обеспечить такое разнообразие было непросто. Часть земель пришлось переводить из сельхозназначения в рекреацию. Как пояснила Светлана Николаенко, осуществить перевод было очень непросто, но помогло участие местной администрации.
ГЛАВНАЯ АУДИТОРИЯ СЕЛЬСКОГО И АГРОТУРИЗМА В РОССИИ
Сейчас объекты сельского и аграрного туризма ориентируются на жителей ближайших крупных городов. Для ЦФО основными донорами являются Москва и Санкт-Петербург.
Посещение сельских и аграрных объектов нужно жителям мегаполисов для отдыха, перезагрузки. Такой отдых нравится любителям экологии и здорового образа жизни, он создает комфорт и психологическое спокойствие.
Во время отдыха туристы не просто находятся на природе. У них есть возможность с комфортом отдыхать и питаться натуральными продуктами, а также знакомиться с интересными людьми, которые эти продукты производят.
Автор: Анна Бирюкова
Источник: АТОР
Комментариев (0)