В России набирают популярность туристические поездки за город. По данным Россельхозбанка, на которые ссылается Forbes, количество туров на сельскохозяйственные объекты в стране выросло на 20 %, а спрос на них — на 40 %. В Ульяновской области есть хозяйства, где принимают гостей. По словам фермеров, услуга пользуется спросом, но развитию туризма на селе мешает несовершенная инфраструктура, неудобный механизм финансовой поддержки и слабое продвижение со стороны регионов. Как считают специалисты, для роста нужна поддержка со стороны властей, кооперация между объектами туризма, агротуризма и турагентствами.

Что предлагает государство фермерам

Агротуризм — это вид отдыха в сельской местности на базе какого-либо хозяйства. Фермеры знакомят гостей со своей работой, угощают экологически чистой продукцией, предлагают необычные развлечения. В Ульяновской области официально действует не больше десятка объектов агротуризма. Самыми яркими проектами глава регионального Агентства по туризму Денис Ильин назвал:

  • рыбоводческое хозяйство «Янтарный ручей» в селе Богдашкино,
  • пасеку Лопатиных в селе Борисовка,
  • «Белоярские сады» в селе Вислая Дубрава Чердаклинского района,
  • хутор «Своя ферма» неподалёку от областного центра в Ульяновском районе,
  • объект этнокультурного сельского туризма «Казачий хутор» в Троицком Сунгуре,
  • экоферму «Смородиновский барашек» в Сенгилеевском районе.

Чиновники считают сельский туризм перспективным направлением и оказывают ему поддержку на федеральном и региональном уровнях.

С 2022 года существует грант «Агротуризм» от Министерства сельского хозяйства РФ. Деньги можно тратить на благоустройство территории, средства размещения, оборудование для туризма. По данным ульяновского Минсельхоза, поддержку по гранту получили всего три объекта: хозяйство «Янтарный ручей», база отдыха «Образцовая» и «Казачий хутор». Им предоставили в общей сложности 30 млн рублей: 24 млн руб. — из федерального бюджета, 6 млн руб. — из регионального. Частные инвестиции составили 18,3 млн рублей. Максимум дают по 10 млн рублей на объект, а доля софинансирования зависит от размера гранта и равна от 10 до 25 %.

По линии нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» Ульяновская область получила единую субсидию, и Агентство по туризму провело конкурс среди объектов туризма и агротуризма. Хутору «Своя ферма» в Ишеевке предоставили почти 10 млн рублей и рыбоводческому хозяйству «Янтарный ручей» — 4,3 миллиона.

Инвестиции от фермеров

Владельцы хозяйств получают от государства средства на условиях софинансирования. На деле вложения предпринимателей иногда оказываются больше, чем это указано в проекте. Фермеры сообщают, что инвестиции в агротуризм окупаются медленно.

«Казачий хутор» выиграл грант на 10 млн рублей и внёс 3,5 млн рублей своих средств. Куратор проекта Дарья Радаева отметила, что на деле инвестировали гораздо больше. Гостевые домики при животноводческом комплексе открылись в мае 2024 года, к 2025 году выручка от них составила порядка 2 млн рублей. Туристический объект работал не в полную мощность, так как на территории продолжались благоустроительные работы. В этом году планируется нарастить загрузку домиков до 65 % по выходным дням. Если удастся достигнуть такого показателя, то вложения окупятся за 10 лет.

Пасечник Михаил Лопатин рассказал, что на возведение двух гостевых домиков и бани потратил около 7 млн рублей из своих средств, и эти деньги ещё не вернулись. Но Лопатин не ставил цель зарабатывать на встрече гостей. Доход приносят другие направления деятельности. Агрегатор rusprofile.ru сообщает, что выручка ООО «Пасека Лопатиных» за 2023 год выросла почти вдвое до 121 тыс. руб., а прибыль упала в 17 раз на 112 тысяч рублей.

Хозяйка фермы «Смородиновский барашек» Элла Глебова говорит, что относительно немного средств вложила в туристическую составляющую. В «Смородиновском барашке» сгорел гостевой дом, и вместо источника дохода он превратился в статью расходов. Пока у Глебовой нет планов его восстановить.

− Мы продвигали экоферму доступными нам средствами, и это приносило прибыль,− рассказала предприниматель. − У нас работающее дело с хорошим оборотом. Смысл заниматься развитием агротуризма есть, так как производство и туристическая составляющая в итоге работают в синергии на один хороший результат.

ООО «Сыры Глебовой», на базе которого функционирует экоферма, в прошлом году принесло выручку в размере 7,8 млн рублей, за год она уменьшилась на 19 %, а прибыль снизилась на 78 %.

Проблемы агротуризма и предложения фермеров

Глава профильного агентства считает, что основное препятствие в развитии агротуризма в регионе — дефицит средств у фермеров. Однако владельцы хозяйств назвали целый ряд проблем. Фермерам мешает неразвитая инфраструктура, слабое продвижение, требуется более высокая вовлечённость чиновников на местах.

На всех объектах, кроме «Своей фермы», которая находится в получасе езды от Ульяновска, жалуются на плохой интернет и мобильную связь.

Удалённые от города хозяйства не могут похвастаться транспортной доступностью.

Сотрудничество агрообъектов с турфирмами в Ульяновской области не популярно. Этим видом туризма занимается только агентство «СимбирСити». Его руководитель Анна Немоляева говорит, что направление пользуется спросом у клиентов, и предположила, что другие турфирмы не работают с фермами, потому что они не рассчитаны на приём большого количества гостей. В турагентствах утверждают, что, с одной стороны, отдых на селе не интересует туристов, с другой стороны, сами фермы не выходят к турфирмам с предложениями своих услуг.

Владельцы агротуристических объектов не имеют опыта в сфере оказания туристических услуг и их продвижения. Дарья Радаева отметила, что не хватает обучающих программ. Глава Агентства по туризму рассказал, что на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы и Российского университета туризма и сервиса проходит обучение региональных команд. Программы переобучения имеются в ульяновских среднеспециальных учебных заведениях, где могут подготовить персонал для сферы туризма.

Проблему сезонности отметила только хозяйка «Своей фермы». Ранней весной и поздней осенью, по наблюдениям Елены Беловой, туристов становится значительно меньше. Но остаются неизменными немалые расходы на охрану и коммунальные услуги. Белова говорит, что нелишними были бы льготы фермерам на оплату электричества и газа. Денис Ильин и другие фермеры не считают снижение потока гостей критичным, потому что объекты агротуризма функционируют зимой и летом.

На низкую вовлечённость районных властей обратила внимание Элла Глебова. К примеру, ей не удалось решить вопрос с администрацией района о вывозе мусора, который складировали местные жители около экофермы.

Фермеры предлагают «докрутить» механизм предоставления субсидий и грантов, чтобы с ними можно было так же легко работать, как с сервисами на портале госуслуг. Лопатин как альтернативу грантам предлагает льготные долгосрочные кредиты для фермеров.

Элла Глебова считает, что в России должен быть сервис для бронирования домиков и экскурсий на фермах. Но Ильин пояснил, что создание отдельного такого агрегатора нецелесообразно. В этом году все средства размещения, соответствующие федеральным стандартам, внесут в реестр, и они автоматически окажутся в базе данных известных электронных площадок, вроде «Островок», «Яндекс Трэвел», «Броневик», «Авито», «Суточно.ру», которыми пользуются все путешественники.

Михаил Лопатин выделил проблемы в связи с составлением вышеназванного реестра. Это платное мероприятие, в котором тяжело участвовать небольшим объектам. Лопатин считает, что выходом было бы субсидирование участия в реестре. Стоимость участия зависит от количества времени, затраченного экспертом на оценку средств размещения. Для пасеки Лопатиных процедура будет стоить порядка 60 тысяч рублей.

Также Лопатин предлагает усилить пропаганду семейных ценностей, что скажется на росте популярности семейного отдыха на лоне природы.

Точки роста для агротуризма

Для развития отдыха на селе требуется комплексная и постоянная поддержка со стороны властей разного уровня. Особое внимание нужно в решении проблем федерального масштаба: с дорогами, ростом издержек на производство, слабым продвижением агротуризма.

Как сказал для РБК директор компании Skorbenko management и агентства отельного маркетинга DigitalWill Сергей Скорбенко, чтобы делать агротуризм популярным, нужно формировать агротуристический бренд. Денис Ильин отметил, что в Ульяновской области он построен на экологичности, доступности, вкусной и здоровой еде. В поддержку идеи ведомство проводит информационные кампании, в том числе на федеральном телевидении. Глава Агентства по туризму отметил, что на коллегии Министерства экономического развития РФ его глава Максим Решетников сообщил, что Ульяновская область вошла в топ-5 субъектов с самым высоким приростом турпотока. Такого успеха, по мнению Ильина, удалось достичь благодаря возросшей активности региона на федеральном информационном поле.

Важность взаимодействия с другими объектами туризма подчеркнула доцент кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Ольга Борисова в комментарии для РБК. В Ульяновской области таким потенциалом обладают «Смородиновский барашек» и «Белоярские сады». Ферма находится неподалеку от маяка, Сенгилеевских холмов и других интересных с точки зрения туризма объектов.

По территории «Белоярских садов» проходит Закамская засечная черта, созданная в 1652—1655 годах для защиты от ногайцев и калмыков. Этот исторический объект привлёк внимание одного из турагентств, но владелец садов Фёдор Иванов пока не планирует сотрудничество с турфирмами, чтобы больше времени уделять садоводству и производству.

Крупные агрохолдинги могут помочь в развитии агротуризмапо мнению декана факультета городского и регионального развития ВШЭ Евгения Михайленко. Такой пример есть в Новоспасском районе. Предприятие «АгроНептун» выращивает скот и развивает направление туризма.

Фото: архив 73online.ru

Автор: Анастасия Кузнецова

Источник: 73online.ru