Возможность размещать туристов в объектах на землях сельхозназначения может появиться у компаний в сфере аграрного туризма уже в ближайшее время. Проработкой вопроса занимаются в Минсельхоз РФ и Ростуризме. Об этом и других проблемах и достижениях в сфере агротуризма поговорили представители отрасли и чиновники на семинаре 25 мая.

В среду, 25 мая, прошел второй семинар по агротуризму, организованный АТОР совместно с «Агентством по развитию и продвижению туризма» и АНО «Атмосфера». 

Как и на первом семинаре, в обсуждении приняли участие представители госорганов, туристической и аграрной отраслей.

КОНКУРС НА ГРАНТЫ В СФЕРЕ АГРОТУРИЗМА НА 2023 ГОД УЖЕ ОБЪЯВЛЕН

Семинар открыли представители Минсельхоз РФ и Ростуризма. Представитель Минсельхоза России напомнила о действии механизма грантов, а также озвучила перспективы решения главной проблемы агротуризма – возможности постройки на сельхоз землях объектов размещения туристов, объектов показа и другой инфраструктуры, не связанной с сельскохозяйственной деятельностью.

К слову, в Минсельхозе считают, что решение этой проблемы увеличило бы число проектов, которые предприниматели подают на гранты в сфере сельхоз туризма. Напомним, что в 2022 году гранты на развитие сельского туризма получат около 50 проектов. Это молочные, животноводческие фермы, сыроварни, фермы, исторические усадьбы и т.д.

В этом году совокупный объем поддержки из федерального бюджета составит 300 млн рублей.В следующем году конкурс будет осуществляться уже на 500 млн р., а в 2024 году – на 700 млн. р. Конкурс на 2023 год уже объявлен, но заявок пока не поступало.

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА АГРАРНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ И ЕЕ РЕШЕНИЕ

Директор Департамента развития сельских территорий Минсельхоза РФ Ксения Шевёлкина напомнила, что в прошлом году в земельном законодательстве уже произошли послабления. 

На землях сельхозназначения теперь могут быть размещены нестационарные торговые объекты для реализации в них произведенной здесь продукции, и один жилой дом, который может быть использован для туризма

«Мы совместно с иными ведомствами и отраслевым сообществом прорабатываем возможность установки на земле сельхоз назначения мест размещения. Мы планируем, что окончательное решение будет принято после изучения практики правоприменения норм законодательства, которое разрешает строительство жилого дома фермера и устранения правовых пробелов в этой части», – сообщила г-жа Шевёлкина.

В Ростуризме отметили, что вывести средства размещения «из тени» поможет также принятие законопроекта о классификации гостевых домов.

«Таким образом, мини-гостиницы на селе, например, начнут работать в легальном поле в самое ближайшее время», – подчеркнула представитель Ростуризма Елена Антонова.

По ее словам, законопроект по гостевым домам будет принят до конца 2022 года.

«Также разработан акт по осуществлению деятельности и оказанию услуг в сфере сельского туризма для гостиниц. В документ внесены те минимальные требования, которые соответствуют гостинице без звезд в положении о классификации. Там указаны минимальные требования по комфорту, санитарным нормам, безопасности. В ближайшее время этот акт нам вернут на проработку, и мы надеемся, что в ближайшее время он будет утвержден», – сообщила представитель Ростуризма.

ЗАЧЕМ АГРАРИЮ РАЗВИВАТЬ ТУРИЗМ

На втором семинаре по агротуризму было рассмотрено четыре абсолютно разных, но успешных проекта в сфере агротуризма.

В компании по производству органических молочных и мясных продуктов «АгриВолга» (Углич, бренд «Углече Поле») туризм появился практически случайно – людям было интересно посмотреть на ферму и производство, и по мере возможностей компания им не отказывала.

«Еще 2-3 года назад мы рассматривали экскурсию как вмешательство в производственный процесс. Человек мог зайти не туда, пораниться, подойти к животному, которое может отреагировать на него непредсказуемо и т.д. Сейчас смотрим на туризм как на возможность продвижения идеи органической продукции. Таких производителей с пометкой «органический», где не используются минеральные удобрения, химические стимуляторы, добавки и т.д., в России не более 100 штук. И мы хотим знакомить с органическими продуктами все больше людей», – рассказал коммерческий директор «Агри Волга» Сергей Ключников.

Оценить результаты такого пиара компания пока может только по продажам в собственных магазинах в Угличе.

«В дни, когда мы принимаем группы туристов, продажи в магазинах на 30-50% выше, чем в другие дни», – говорит Сергей Ключников.

Для организации приема туристов на ферме пришлось провести работу. Для начала – сформировать турпродукт. Прием туриста в корне отличается от приема, например, специалиста в этой отрасли. Подача информации туристу должна быть совершенно другой. И как выяснилось, сами туристы не знают, что хотят увидеть на ферме, и что их там ждет.

На территории фермы есть три завода, но туристов туда не пускают из-за санитарных норм. Поэтому был выделен один объект, где можно и послушать экскурсию, и увидеть разных животных, которые живут на ферме, и узнать про производство продукции компании, провести дегустацию.

Одной из основных проблем оказался поиск экскурсоводов. Сотрудники фермы хорошо знают свое дело, но не могут интересно всё это преподнести туристам. «Ведь туристы видят только 20% всего объекта, об остальных 80% нужно интересно рассказать. Некоторые экскурсии я проводил лично», – рассказал г-н Ключников.

В результате «АгриВолга» обратилась к местным турфирмам, которые будут привозить на ферму группы с собственными гидами. Гиды прошли тренинг на ферме, чтобы разбираться во всех процессах.

Сейчас «АгриВолга» активно формирует свой турпродукт, чтобы стабильно принимать группы туристов. Скоро здесь откроется новый завод по производству сыра, куда смогут приходить и туристы – на заводе предусмотрен стеклянный коридор. Реализация экскурсий на ферму по-прежнему ведется через местные турагентства.

ЗАЧЕМ ТУРОПЕРАТОРУ СВОЮ ФЕРМА

Если в «АгриВолга» занялись туризмом в ответ на запросы от туристов, то  у фермы «Ивановка» в Тверской области обратная ситуация. Туроператор «Комильфо», которые занимался в том числе организацией поездок в агротуристические комплексы, создал ферму для привлечения туристов.

Туристическая ферма «Ивановка» создана с нуля. Сейчас здесь есть дом на 120 человек, музеи, беседка, баня с чаном, животные и небольшое собственное производство. На ферме постоянно проводятся анимационные программы.

Конечно, на фермах понимают, что туристы едут сюда не только за «зрелищем». Отдельное удовольствие в агротуре – поесть фермерские продукты. В «Ивановке» туристы с удовольствием угощаются приготовленными на местных продуктах блюдами. Есть чаепитие с блинами и вареньем, можно купить местную молочную продукцию.

Вопрос с размещением объектов компании удалось решить переводом земли из сельскохозяйственного в рекреационный статус. На рекреационной земле нельзя разводить животных, но можно иметь зоопарк. Как рассказал руководитель компании, перевод занял 7 лет, но ничего не стоил туроператору в финансовом плане.Сокращение этого срока стало бы решением многих проблем для таких объектов.

«Мы специально строили ферму, рассчитанную на прием большого количества туристов, т. к. ее очень дорого содержать. Например, часто нам приходится сталкиваться с болезнями свиней, из-за чего всё поголовье приходится менять. Одновременно на территории 2 га мы можем принимать 500 человек», – рассказал руководитель компании.

Туристы приезжают в «Ивановку» как по линии туроператоров (в том числе, самого «Комильфо»), так и самостоятельно. Есть поток круизных туристов. 

До пандемии «Ивановку» посещало 7-8 тыс. человек в год. В 2021 году количество туристов сократилось до 4 тыс.

При этом основной доход туристической ферме, по словам ее руководителя, дает включение объекта в туристические маршруты. Взаимодействие с органами власти, о важности которого говорили все участники семинара, помогает в рекламе фермы – в том числе путем включения в межрегиональные турмаршруты.

В АГРОТУР НА ТЕПЛОХОДЕ

Рынок речных круизов очень заинтересован в агротуристических объектах. Большинство круизных туристов – возвратные. Многие уже исследовали все возможные маршруты и хотят видеть новый продукт. При этом к агротуризму наблюдается огромный интерес.

В прошлом году круизный туроператор «ВодоходЪ» такой продукт предложил – было разработано два агротуристических маршрута. Продукт понравился клиентам компании, поэтому в навигации 2022 года было заявлено уже 4 таких круиза, а сеть маршрутов была увеличена.

Интересно, что главным препятствием для формирования круизного агротуризма стало отсутствие информации. Сотрудникам «Водохода» пришлось буквально «гуглить» фермы.

«Было бы удобно иметь реестр таких агротуристических объектов. При этом важно, чтобы в реестр входили только те фермы, которые хотят работать с туристами и принимать группы», – отметили в компании.

В «Водоходе» также подчеркнули важность наличия хороших гидов на объектах.

Если туристам было на ферме скучно, они не вернутся туда сами и не посоветуют друзьям. А «сарафанное радио», по словам участников семинара, дает большой поток гостей.

К слову, круизный турпоток может быть в некотором роде «проблемным» для фермеров. Туристы на теплоходах обычно формируют наполнение своих экскурсионных программ на второй день путешествия. То есть по ходу рейса может выясниться, что группа на агроферму не набирается. Фермер будет оповещен об отмене близко к дате планируемого заезда и может не успеть реализовать это время под другую группу.

Проблема может быть решена предварительным бронированием экскурсий туристами (до начала рейса). Пока такое есть только на самых популярных экскурсиях.

САМЫЙ ВЕСЕЛЫЙ АГРОТУРИЗМ

В деревне Киндасово (50 км от Петрозаводска) сделали ставку на индивидуальность и людей. С 19 века здесь ходили байки о непутевых киндасовцах. Больше 30 лет здесь даже проходит самый веселый фестиваль. Светлана Хребтова и Юлия Толмачёва решили, что веселье должно быть круглый год. Так появился проект «Киндасово – самая веселая деревня Карелии».

Киндасово – жилая карельская деревня. «Самая веселая деревня», в отличие от других объектов Карелии, – проект не о природе, а о людях.

Программа посещения Киндасово – это спектакль, который начинается от границы деревни. Все это время в игровой форме туристов знакомят с историей деревни, рассказывают им про местных жителей. Заканчивается всё чаепитием. К чаю подают традиционный карельский пирог. Но не калитки, как у всех, а «кейтенпиирай» (свательный пирог).

Чтобы загружать объект в межсезонье, здесь придумывают событийные мероприятия по разным поводам и праздникам. Не как все здесь встретили, например, прошлый новый год – у костра с чаном ухи.

Проект расширяется. Планируется восстановить деревянную плавучую мельницу. Это позволит воссоздать не только уникальный объект, но и готовить в деревне хлеб из собственной муки. В июне в Киндасово появятся 2 глэмпинга.

Привлечение туристов в Киндасово идет, в том числе, за счет включения в туристические маршруты, например, в национальные (НТМ). 

Компания «СканТур» является консолидирующим туроператором по национальному туристическому маршруту «Гран-тур Вся Карелия». На этом маршруте одним из ключевых объектов показа является посещение деревни Киндасово.

В «СканТур» считают, что роль туроператора в развитии таких объектов очень велика.

«Ключевая роль туроператора – консолидирующая. Туроператор может добавлять объекты в маршрут, давая им дополнительные стимулы для развития. Когда мы только начинали работать с  Киндасово, мы во многом поддержали друг друга. Мы в них поверили, а они в нас. И эта синергия дала огромный эффект», – резюмировал генеральный директор «СканТур» Роман Цветков.

Автор: Анна Бирюкова

Источник: Ассоциация туроператоров