Вторая конференция АТОР по сельскому туризму прошла в Самаре с большим успехом. Участники конференции смогли ответить на многие вопросы: как и зачем привлекать туристов на агропредприятия, как продвигать этот бизнес, как улучшить инфраструктуру объекта, что предлагать туристам в рамках экскурсий. Но начали с главного – как вообще агропредприятия приходят к туристическому бизнесу?

26 октября в Самаре (отель «Лотте Самара») прошла конференция Ассоциации туроператоров (АТОР) по сельскому туризму регионов Приволжского федерального округа в Самарской области. В рамках конференции выступили представитель Минсельхоз РФ, глава Министерства туризма Самарской области. Модерировала конференцию исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

В конференции, помимо представителей органов власти, участвовали практики сельского и аграрного туризма: представители аграрных предприятий, туристических компаний, агрегаторов и других направлений бизнеса.

КАК СОВМЕЩАТЬ АГРОПРОИЗВОДСТВО И ТУРИЗМ (И НЕ СОЙТИ С УМА)

Туризм на агропредприятиях не всегда появляется из-за целенаправленных усилий бизнеса. Опыт Самарской области показывает, что объекты с интересной историей, со своей «фишкой», привлекают туристов сами по себе.

«Наше производство располагается на ферме. Мы сами здесь живем и работаем. Специально привлечением туристов мы не занимались. Но люди начали сами звонить и проситься на экскурсии», – говорит основатель частной сыроварни VIVA SPERANZA Надежда Красненко.

«Клявлинское форелевое хозяйство ALEKIANN» появилось благодаря вдохновению его основателя. Но и в данном случае туризм пришел на агропроизводство… сам.

«Отец увидел форелевое хозяйство в Сочи, которое ему очень понравилось. Появилась идея создать такое же хозяйство в Самарской области. Когда хозяйство стало работать, к нам начали сами приезжать люди – туристы, которые хотели, в том числе, у нас переночевать, поесть, а не только купить рыбу, т. к. у нас очень красиво. Так появилась идея заняться сельским туризмом и сделать базу отдыха», – рассказал в ходе конференции представитель компании Роберт Алекян.

Учитывая масштабы работы, которые необходимо вести для обслуживания туристов, на форелевом хозяйстве разделили эти два направления бизнеса. Для туристов появилась своя инфраструктура, места проживания и даже свой отдельный бренд. Идет стройка нового гостиничного комплекса.

В сыроварне VIVA SPERANZA бизнес не разделяли, и упор по-прежнему делается на производство, а не туристов.

«Мы проводим экскурсии по выходным дням, в будни все заняты на производстве. Люди едут на людей – большинство туристов хотят, чтобы им экскурсию проводила именно я. Очень популярны детские экскурсии, нас даже просят сделать на производстве трудовой лагерь. Мы стараемся двигаться в направлении такого вида туризма, но обслуживание туристов на предприятии занимает много времени и сил, и не всегда есть возможность принять всех желающих. Это сложно и ресурсоемко», – говорит Надежда Красненко.

Действительно, в присутствии туристов на агропредприятиях есть немало минусов. Туристическая группа так или иначе вмешивается в процесс производства, замедляя его. Иногда туристы пренебрегают техникой безопасности.

Туристический бизнес на аграрных объектах отличается сезонностью – обычно туристы едут отдыхать на сельские объекты летом или в период длинных праздничных выходных. То есть рассчитывать на непрерывный турпоток не получится. Наконец, на туристов нужно выделять время, человеческий ресурс, много работать с ними самому фермеру, а это чревато выгоранием.

Тогда зачем вообще это все? Как ни странно, туристы на агропредприятиях помогают решить сразу несколько очень важных проблем производителей.

«А ПОЧЕМУ ТАК ДОРОГО?» ИЛИ ЗАЧЕМ АГРАРИЯМ ТУРИСТЫ

Главный экономический плюс – это рост спроса на продукцию. Погуляв по ферме, попробовав продукты и блюда из них, туристы всегда делают покупки. По словам Роберта Алекяна из форелевого хозяйства ALEKIANN, прирост производства форели за счет туристического бизнеса составил 30–40%.

Кроме того, удалось установить оборудование, благодаря которому период роста форели сократился в два раза. К слову, такие усовершенствования стали возможны, в том числе, благодаря гранту Минсельхоза РФ «Агротуризм». Программа Минсельхоза продолжается, и уже сейчас аграрии начинают готовить документы на заявки на 2024 год.

На ферме VIVA SPERANZA реализуют 40 видов своих сыров через разных дистрибьюторов. Но ради туристов на ферме пришлось открыть розничный магазин: осмотрев производство, все туристы спрашивают, где можно купить сыр с собой и выбрать из полного ассортимента. Туристам интересно покупать сыр на месте по многим причинам: еще не успевшее утихнуть впечатление после экскурсии, свежесть продукта, атмосфера самой фермы.

Еще одно важное преимущество в пользу туризма на агропроизводстве (оно вытекает из первого) – привлечение туристов повышает узнаваемость бренда предприятия. Приезжающие туристы и их впечатления – лучшая «сарафанная» реклама как для самой продукции агропроизводства, так и для всего туристического направления.

«Лучший способ повысить лояльность к бренду – пригласить туристов на ферму», – отметила автор проекта «Агродети» Алиса Шавина.

Наконец, агротуризм помогает ответить на вечный вопрос потребителя: «А почему так дорого?»

«У нас продукт премиум-сегмента. Поэтому его продвижение на рынке непростое. Многие люди не доверяют цене, качеству товара, который лежит на прилавке. Но туристы видят, насколько энергоемкое производство у нашего сыра и молочной продукции, какие трудозатраты на ферме и уже сам понимает, из чего складывается цена продукта», – говорит Надежда Красненко.

Аналогичную позицию озвучивают в компании «Смородиновский барашек» (Ульяновская область) – это одна из пяти в России крупнейших овцеводческих ферм.

«У нас нишевая продукция. Развивая туризм на производстве, мы можем доказать ее востребованность, погружая потребителя в процесс – от рождения ягненка до размещения продукта в магазине. Они этот продукт покупают, пробуют, получают удовольствие и могут оценить весь длинный путь производства», – рассказала Элла Глебова, руководитель фермы «Смородиновский барашек».

БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ С ПРОДВИЖЕНИЕМ И ВАРИАНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Реализовать все преимущества туризма на агропредприятиях возможно только в том случае, если туристов удается на эти объекты завлечь на постоянной основе, а не эпизодически, подчеркивают эксперты.

Методы используются разные. Это может быть включение объектов агротуризма в национальные и региональные туристические маршруты, использование грантов на установку знаков туристической навигации к своему объекту и т. д.

На ферме молочного овцеводства «Смородиновский барашек» пошли даже путем создания собственных пакетных туров.

«Мы запустили собственный продукт с размещение в гостевом доме. Мы бы хотели продвигать этот продукт, разослали предложение в агрегаторы, туроператорам. Все проявляются заинтересованность. Но все еще существуют большие проблемы с продвижением. Мы хотим эффективного продвижения и стабильного турпотока. Особенно в «несезон» – в зимнее время», – рассказала руководитель компании Элла Глебова.

Словно в ответ на такой запрос бизнеса, в «Россельхозбанке» придумали комплексное решение проблемы продвижения – онлайн-платформу «Свое За городом».

«Основная задача платформы – популяризация агротуризма. Мы занимаемся продвижением сельского туризма и аграрных туров, соединяя сельхозпроизводителя, туроператора и туриста. По сути, мы отвечаем на вопрос «как провести выходные с семьей». Главный же вектор платформы – это поддержка фермерских хозяйств», – рассказал Максим Косякин, директор по развитию платформы «Свое За городом» в АО «Россельхозбанк».

Сейчас на платформе представлены многодневные маршруты с посещением фермерских хозяйств, 1000 туров с мастер-классами, дегустациями, ярмарками, встречами с животными и т. д., однодневные туры на фермы, рейтинговая система ферм. Ежемесячно платформу посещает более 100 тыс. пользователей. При этом размещение на платформе своих объектов для фермеров – бесплатное.

Максим Косякин дал несколько рекомендаций компаниям, которые хотят получить максимальный эффект от размещения на площадке.

В первую очередь, предприятие должно предоставить полную информацию о ферме: где находится, как добраться.

«Многих фермеров мы даже просим включать трансфер как дополнительную опцию. Потому что зачастую бывает, что добраться до фермы нелегко», – говорит эксперт.

Самое главное – фотографии. Чем больше фотографий фермы будет размещено, тем больше шансов, что турист выберет именно это место для отдыха.

Платформа «Свое За городом» работает с фермами напрямую. Управление своей страницей фермер ведет через личный кабинет. Но также эта платформа содействует связи туроператора и фермера.

Зачем фермеру туроператор? Как минимум для того, чтобы привозить туристов – предсказуемое количество человек, в предсказуемое время и со своим трансфером. Объекты агротуризма обычно находятся далеко от городов, и доставка туристов на них часто является одним из важнейших элементов формирования турпотока. Важная роль туроператора – помощь в создании на ферме туристического бренда, в организации экскурсий и формирования самого турпродукта.

Несколько советов по продвижению дала на конференции автор проекта «Агродети» Алиса Шавина.

«Чтобы развивать свой агропроект, нужно участвовать в конкурсах. Большинство из них просто за грамоту, но помогает повысить узнаваемость бренда. Также хорошо работает проведение социальных экскурсий, сотрудничество с региональными органами власти, участие в акселераторе Агентства стратегических инициатив, привлечение партнеров среди фермеров, производителей», – рассказала Алиса Шавина.

Наконец, еще один важнейший инструмент – развитие личного бренда.

«Весь свой проект я развила через личный бренд. Когда люди видят, чем вы занимаетесь, они вам больше доверяют», – пояснила Алиса Шавина.

КАК ДОРАБОТАТЬ АГРОТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ ДЛЯ ОРГАНИЗОВАННЫХ ТУРИСТОВ

Агрофермы, сельские объекты, мастер-классы и дегустация местной экологичной продукции очень популярны в рамках организованных туров, рассказывают туроператоры.

У компании «ВодоходЪ» в 2021 году был опыт включения агропредприятий в круизные маршруты: в «Твери» туристы посещали «Ивановку» с интерактивной программой, в Мышкине – «Мышеловку» с дегустацией сыров и молочной продукции. В Костроме ездили в «Волгореченское рыбное хозяйство» с дегустацией рыбы, в Череповце у туристов была экскурсия на пасеке, в Угличе ездили в агрохолдинг «АгриВолга» с дегустацией местной молочной продукции. В общей сложности агрообъекты в рамках этих рейсов посетили почти 800 человек.

В компании оценили этот опыт как очень положительный, и в 2022 году решили расширять географию маршрутов и предложение по «агро-рейсам».

«Мы со своей стороны очень заинтересованы в агрообъектах, и наши туристы постоянно нас об этом просят. Но в реальности мы сталкиваемся с тем, что стоянка теплохода составляет всего 4 часа, и многие объекты именно в это время не готовы принимать группы. Также многие объекты не готовы принимать большие группы (стандартная группа – 35 человек). На объектах не хватает сотрудников, понимающих специфику работы с туристами – например, на небольших личных фермах интересную экскурсию может провести только сам собственник», – рассказал Игорь Ясинский, начальник отдела по организации экскурсионного обслуживания по маршруту «ВодоходЪ».

Туристам зачастую не хватает инфраструктуры на объекте – туалет, умывальник, информационные стенды.

К слову, «ВодоходЪ» также отметил и нехватку информации о самих объектах для включения в маршруты – при формировании программ сотрудникам компании приходится «гуглить» агрофермы. Конференция АТОР в Самаре помогла туроператору найти заинтересованных партнеров среди агроферм в Самарской, Ульяновской областях, Башкирии и др. регионах РФ.

Анна Тукмачева, генеральный директор ООО «Центр туристических программ Пилигрим», рассказала об опыте включения аграрных предприятий в национальные туристические маршруты (НТМ). Как и круизеры, «сухопутные» туристы с удовольствием посещают фермы. Национальный туристический маршрут дает объекту рекламу и высокую посещаемость, но для включения в такой маршрут должна быть соблюдены определенные условия.

По словам эксперта, в НТМ хорошо вписываются только те агропроизводства, чья продукция ассоциируется с регионом.

«Туристы едут посмотреть местное. Например, сыр. Несомненно, это один из самых востребованных у туристов продуктов. Но как сделать сыр «местным», самарским? Туризм позволяет использовать креативность, придумывать легенды. Например, Тольятти – единственный город в Самарской области с итальянским названием. Почему бы нам не придумать такую местную «итальянскую субкультуру», в которую попадают производства и сыра, и вина?», – рассуждает Анна Тукмачева.

Она также назвала самую глобальную проблему агро-маршрутов – нужны места, где можно качественно накормить группу. Если это будет сельский объект с местными продуктами, то турист будет просто счастлив.

«Как только вы построите у себя объект, где можно накормить от 50 человек, у вас отбоя не будет от туроператоров», – сказала Анна Тукмачева.

По ее словам, для питания в рамках турпакета обед должен быть комплексным и недорогим. В среднем его стоимость должна составлять 350–500 рублей на человека. Сэкономленные деньги туристы потратят на покупку продукции. Помимо еды было бы хорошо продумать на агрообъекте какие-то мастер-классы, активности и хорошую фотозону – она даст объекту дополнительную рекламу в соцсетях.

А МОЖНО ПОЖИТЬ НА ФЕРМЕ?

Размещение туристов на агротуристическом объекте – всегда сложная задача. Строительство гостиниц на землях сельхозназначения запрещено, поэтому используются разные варианты.

Самый сложный – вывод части участка из сельскохозяйственного статуса, самый простой – размещение вдали от объекта в гостиницах и гостевых домах.

Есть еще один вариант, который пользуется большой популярностью в некоторых других странах – глэмпинги (по сути – комфортабельные палатки или кемпинги).

«С 2016 года в России открывалось порядка 400 глэмпинг-проектов. Для сравнения, в Британии туристов принимает 4000 глэмпингов, 90% из которых находятся на землях сельхозназначения. Глэмпинги открывают сами фермеры, дифференцируя свой бизнес», – рассказала руководитель Ассоциации глэмпингов РФ Жанна Кира.

В России тоже наблюдается тенденция роста спроса на такой экологичный, природный отдых. В этот бизнес обычно приходят семьи – предприниматели, готовые инвестировать до 100 млн рублей. Такие люди «горят» идеей своего проекта, что находит соответствующий отклик у туристов.

«Формат people to people – «люди едут к людям» – в фермерском туризме реализуется идеально», – считает эксперт. Ферма может ставить любое количество палаток, экспериментировать. Например, в Британии обычно ставят 2–3 палатки, смотрят их окупаемость. Затем могут добавить еще глэмп в зависимости от спроса.

Немаловажно, где именно стоит эта палатка, и что видят туристы, выходя из нее. «Надо ориентироваться на продажу не палатки, а вида из этой палатки», – рассказала Жанна Кира.

Кирилл Губернаторов, партнёр архитектурного бюро Megabudka, согласился с этой точкой зрения: «туристы любят, в том числе, глазами». Агротуристический комплекс должен иметь привлекательный, экологичный вид. Гармоничная архитектура, красивые ландшафты значительно увеличивают стоимость посещения объекта и производимой здесь продукции.

Чтобы открыть глэмпинговый комплекс в России, нужно от 20 до 60 млн рублей. Палатки стоят от 60 тыс. до 300 тыс. рублей. Каркасные модули – от 2,5–3 млн. Также потребуется потратиться на подключение к коммуникациям, освещение территории.

Окупаемость автономного глэмпинга оставляет сейчас 5 лет. Если глэмпинг находится на ферме – всего 3-4 года. Сроки зависят от типа глэмпинга – всесезонный или сезонный.

Цена на размещение в глэмпинге будет зависеть от уровня комфорта, который предложит собственник. Но эксперты рекомендуют ориентироваться на сегмент туристов с достатком выше среднего. Сейчас успешно продаются места в проектах как по 6–9 тыс. рублей за ночь за палатку, так и по цене 25–30 тыс. рублей за ночь.

«Вы должны придумать какие-то ваши собственные ноу-хау. То есть те вещи, которые будут повышать интерес к вашему объекту. Отель должен отвечать на три вопроса: «где я буду жить», «что я буду есть» и «что я буду делать»? Если с первыми двумя вопросами более ли менее понятно, то ответом на третий вопрос на ферме может быть множество активностей. При этом важно в своей работе не ориентироваться только на один сегмент рынка. Например, семьи с детьми. Надо охватывать весь потенциальный рынок – в том числе, например, сегмент MICE и т. д.», – рассказала Жанна Кира.

ТАКОЙ РАЗНЫЙ АГРОТУРИЗМ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

«Регионы Приволжского федерального округ очень по-разному относятся к развитию агротуризма. Есть очень интересные кейсы в Татарстане – там уже плотно прорабатывается обучение специалистов по агротуризму. Но абсолютно во всех регионах ПФО есть агрообъекты, которые интересны туристам», – отметила модератор конференции по агротуризму, исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

Она отметила, что в ПФО есть даже муниципалитеты, которые создают советы по туризму. Это абсолютно их частная инициатива, и это тоже дает определенные результаты.

«Но что меня больше всего поразило – это отсутствие взаимодействия и информации внутри каждого региона, даже если он маленький, не говоря уже о взаимодействии между регионами. Это ключевая проблема, которая тормозит формирование туристического продукта, его продвижение. Отраслевые администрации должны на эту тему подумать, и мы со своей стороны готовы помочь: с помощью отраслевой странички, с помощью подобных конференций, налаживания обратной связи между теми, кто присутствует, и вовлечением тех, кто еще не подключился к нам. Мне кажется, что это та база, из которой мы все можем извлечь большую пользу», – резюмировала Майя Ломидзе.

Автор: Анна Бирюкова

Источник: АТОР