Для охотничьего туризма по направлениям предусмотрено разделение на три категории: выездной, въездной, внутренний.

Под выездным туризмом понимается организация выездов охотников в угодья, расположенные на значительном удалении. Позволить себе подобный отдых могут только весьма состоятельные граждане. Сейчас данное направление обретает популярность, становится все больше познавательных телепрограмм, проводятся выставки. Сегодня россияне, увлеченные охотой, могут отправиться в полсотни стран мира.

Въездной туризм предусматривает привлечение на территорию нашей страны охотников-иностранцев. В советское время только в 80-е годы Госкоминтурист, обладающий монопольными правами на организацию охоты для иностранцев, предлагал возможность испытать удачу в охоте на оленей, лосей, медведей и других экзотических для граждан других стран видов животных.

В конце 1988-го года в Советском Союзе была отменена монополия государства на ведение внешнеэкономической деятельности, что позволило охотничьим хозяйствам самостоятельно приглашать иностранных охотников, а оплата предоставляемых услуг в долларах приносила организаторам существенные прибыли. Основными территориями для организации выездов стали Камчатка, Якутия, Магаданская область, Алтай, северо-западные регионы европейской части России. Уже к середине 90-х годов индустрия организации коммерческой охоты для иностранцев получила достаточно серьезное развитие, и российские игроки играли значительную роль на международном рынке туристско-охотничьего отдыха.

Внутренний охотничий туризм в России начал формироваться в стране с середины 90-х годов на фоне появления значительного по численности класса состоятельных людей. В условиях рыночных отношений данный сегмент начал стремительное развитие в условиях значительно большей потенциальной клиентской базы, чем у въездного туризма. В целом на рынке сложилась благоприятная ситуация, когда нашлись люди, готовые взять на себя организацию охоты, и люди, нуждающиеся в получении подобных услуг на платных началах.

На сегодня охотничий туризм относится к категории дорогостоящих видов отдыха, как по себестоимости его организации, так и общей стоимости приобретаемых туров. В цену включается не только непосредственно обслуживание клиента, но и получение разрешительных документов на отстрел тех или иных биологических ресурсов. Нуждается охотничий туризм и в значительных инвестициях, они требуются, как для создания комфортабельных условий обслуживания туристов, так и стимулирования продуктивности угодий с точки зрения роста популяции обитающих здесь животных.

В сфере охотничьего туризма существуют собственные особенности, связанные с нюансами организации самого времяпрепровождения. Например, требуется добыть трофей, причем в соответствии с установленным стандартом. Соответственно при организации отдыха требуется принимать в расчет множественные факторов объективного и субъективного характера, обеспечивающие возможность, или мешающие организации охоты. В целом все эти условия делятся на две категории: первые оказывают влияние на поставщика услуг, вторые на ее получателя.

В контексте компаний, специализирующихся на предоставлении услуг в сфере охотничьего туризма, необходимо выделить:

Многообразие охотничьих ресурсов и допустимые квоты их добычи

Для трофейной охоты дополнительным требованием является наличие на территории представителей животного мира, удовлетворяющих требованиям к трофеям. Чем больше популяция животного мира на рассматриваемой территории, доля трофейных особей, тем более выгодным и привлекательным оказывается район с точки зрения организации здесь охоты. Среда обитания при этом не играет никакого значения, это может быть естественное размножение или искусственное выращивание в интересах охотничьего хозяйства.

Россия по большей части предлагает именно природные биотопы, в некоторых случаях дополняемые искусственным выращиванием отдельных видов.   В свою очередь специализированные охотничьи угодья с ограждением, в которых организаторы искусственным путем поддерживают высокую популяцию объектов охоты, пользуются значительно меньшим спросом среди охотников, в сравнении с открытыми пространствами. Сторонники трофейной охоты видят основную ценность своего хобби в естественной среде обитания объектов добычи.

Рост спроса на охотничье-туристические выезды обеспечивает создание условий для охоты на несколько объектов одновременно. Основным сдерживающим фактором в данном случае выступает квотирование и лимитирование добычи отдельных видов.

В последние годы среди российских наиболее состоятельных ценителей охоты пользуется спросом наличие собственных угодий. Причем их вовлечение в коммерческую деятельность не проводится, а используются они исключительно в интересах собственника и его ближайшего окружения, не неся никакой финансовой отдачи, но подтверждая высокий статус собственника. Для развития в России охотничьего туризма наличие таких закрытых пространств для охоты либо не несет никакой пользы, либо в некоторых случаях оказывает даже негативное влияние.

Уровень подготовки персонала

От обеспечивающего персонала, в первую очередь егерей, требуется не только заинтересованность в работе, но и необходимый уровень профессиональной подготовки. В туристической сфере от егеря требуется не только знание подведомственной территории, владение навыками охотника, но и наличие навыков, характерных для обслуживающего персонала: вежливость, ненавязчивость, тактичность в общении, отсутствие склонности к алкоголизму, определенный уровень кругозора и так далее.

Инфраструктурная обеспеченность

Места проведения охоты должны иметь не только удобные подъезды на транспорте, но и соответствующие условия для размещения охотников, обеспечивающие необходимый уровень комфорта, предоставление сопутствующего снаряжения и так далее.

Благоприятная эпидемиология

Отсутствие эпидемиологических ограничений и рисков важная составляющая организации туристического бизнеса вне зависимости от его направленности.

Благоприятная государственная политика

В условиях коррумпированности ответственных государственных служащих и отсутствия у них реального интереса к развитию на территориях охотничьего туризма, обеспечить эффективное хозяйствование организаторам бизнеса будет проблематично.

Для потребителя туристических услуг значение играет не только стоимость организуемого тура, но и ряд других факторов, среди которых:

Интерес объекта охоты для туриста

Интерес должен касаться не только самого животного, как трофея, необходимо наличие познавательного интереса, стремления познакомиться с местностью. Территория, на которой организована охота, играет не меньшее значение, чем сам объект добычи.

Соответствие способа охоты этическим нормам покупателя услуги

Во многих случаях туристы-охотники не одобряют использование приборов ночного видения, вертолетов, автомобилей с мощными фарами для ночной охоты и других технических средств, убивающих спортивный дух охоты. Кроме того, предлагаемый способ охоты должен соответствовать физическим возможностям человека, например, справиться с длительным пешим преследованием на высоких скоростях способен только охотник с хорошим уровнем физической подготовки и отсутствием противопоказаний по здоровью.

Легальность предоставляемых услуг

Большинство клиентов, выбирающих охотничий туризм, являются законопослушными гражданами, не желающими иметь проблемы с надзорными органами.

Достоверность информации

Вся информация, предоставляемая клиенту еще до начала тура, должна быть максимально полной и достоверной. Стоимость предлагаемых услуг должна быть доступной для потенциального клиента, соответствовать соотношению «цена – качество».

Обеспечение трансграничных операций

При условии необходимости пересечения государственных границ, включая провоз охотничьего оружия и боеприпасов, должны быть созданы все условия для оперативного въезда/выезда.

Стабильность социально-экономической и санитарно-эпидемиологической обстановки

Потребители услуг должны оказаться в безопасных условиях, как с точки зрения эпидемиологической ситуации, так и отсутствия социальных и политических потрясений в обществе.

За счет формирования указанных выше условий охотпользователи получат возможность развивать собственный бизнес. Важную роль в развитии охотничьего туризма играет формирование в стране необходимой нормативно-правовой базы, что позволит увеличить количество потенциальных потребителей услуг, в том числе обращающихся повторно.

Охотничий туризм по своей сути объединяет в себе три направления: экономическое – обеспечивает обретение охотником трофея, экологическое – регулирование популяции тех или иных видов животных и птиц, культурно-оздоровительное – активность на свежем воздухе положительно сказывается на здоровье, позволяет укреплять дух.

В процессе оценки перспектив развития в России охотничьего туризма, необходимо принимать в расчет не только природные условия для его организации, но и общую социально-экономическую ситуацию в стране. В таких условиях необходимо наличие полноценной государственной политики в данном вопросе, организации взаимодействия органов государственной и региональной власти с целью формирования условий для устойчивого развития в стране охотничьего туризма.

На сегодня в России имеется мощная ресурсная база для превращения охотничьего туризма в полноценное направление туристической деятельности и выхода на международный уровень. Вместе с этим сдерживающим фактором необходимо признать низкий уровень туристических услуг, слабую материальную базу, недостаточную интенсивность развития охотничьих хозяйств.

Автор: Завьялов Иван – охотовед, директор ООО “УралОхота”