Анализируя итоги прошедшего лета, экскурсовод, социолог, маркетолог Андрей Поздняков констатирует, что не все туристы хотят нежится на южном солнышке — некоторым подавай хлеба и зрелищ: непролазные тропы, монастыри, русские и татарские деревни на отшибе — вот что привлекает заядлого искателя приключений! При этом понятие «сельский туризм» в России все еще совершенно новое. К примеру, в Новосибирской области сейчас можно насчитать только единичные примеры более-менее сформированного продукта в рамках сельского туризма.

2 июля президент России Владимир Путин подписал закон об основах туристской деятельности и о развитии сельского хозяйства. Новые нормы будут распространяться на туристские объекты в сельской местности и в малых городах численностью до 30 тысяч жителей. Под сельским туризмом понимается посещение сельской местности в целях отдыха, приобщения к традиционному укладу жизни, ознакомления с жизнью сельхозтоваропроизводителей или безвозмездного участия в сельхозработах. При этом туристы размещаются в сельской местности, получают питание, экскурсионное обслуживание и другие услуги.

Экскурсионный бум

По словам Андрея Позднякова, в августе 2021 года он заработал в 2 раза больше, чем за аналогичный период докарантинного 2019 года.

— В прошлом году апрель, май, июнь выдались довольно «кислыми», они были просто нулевые, так как люди сидели дома. Какое-то оживление началось только в июле. В августе спрос вырос на 70% к августу 2019 года. Обычно, бум экскурсий приходится на июль, август и сентябрь. Август 2021-го побил все рекорды: рост к 2019 году 102%, то есть в 2 раза! Цены, естественно, я не в 2 раза поднимал, в среднем — процентов на 25-30 к 2019-му, а в 2020 году работал по прайсу 2019 года. Так что с 2019 годом мы по финансовым результатом сравнялись, — подводит итоги сезона Поздняков.

Экскурсовод подчеркивает, что в 2021 году Центральная Россия стала интересоваться историей Сибири — это один из трендов минувшего сезона.

— В этом году провинция заметно «раскачалась». Часто встречались туристы из Екатеринбурга, Перми, Владивостока, Воронежа и Нижнего – Новгорода. Соседние города тоже интересовались историей столицы Сибири. У меня были туристы из Красноярска, Омска и Тюмени, — рассказывает Андрей Поздняков. — Редко в Новосибирск приезжают туристы из Алтайского края и Кузбасса.

Шумный город проигрывает селу

Поздняков отмечает, что до пандемии, в 2019 году лично у него очень хорошо расходились экскурсии по пригородам и маленькие пешие экскурсии по Новосибирску.

— Популярностью пользовались улица Богдана Хмельницкого, Железнодорожный район, Расточка, но есть ощущения, что туда ехали либо какие-то хипстеры, условно говоря, либо люди, которые уже с городом хорошо знакомы. В 2020 году интерес к таким экскурсиям снизился, и эта тенденция сохранилась в 2021 году, — рассказывает эксперт.

Сейчас большой интерес у туристов вызывают обзорные вечерние экскурсии по Новосибирску, туры в Академгородок, а также экскурсия «По другим наукоградам» включающая в себя Кольцово, Краснообск и Нижнюю Ельцовку.

Ярким трендом 2021 года можно назвать интерес жителей крупных мегаполисов к сельскому быту и погружение в агротуризм. По мнению Андрея Позднякова, Алтай уже смело можно называть пережитком прошлого. Сегодня увлекательно отдохнуть можно и в других регионах Сибири.

— Я работаю по всей Западной Сибири, но есть определенный принцип: я вожу туда, куда можно доехать в течении светового дня. В 2021 году мы возили группы туристов в Томск, Бийск, Барнаул, Сузун и в Колывань с заездом в татарскую деревню Юрт-Ора, — рассказывает экскурсовод. — Вижу, что деревня Юрт-Ора очень раскрутилась. Раньше я мог за несколько дней организовать тур, позвонив председателю общины сибирских татар. Сейчас это невозможно — время посещений четко расписано. Сузун тоже облюбовали туристы. Я помню, как там было лет 10 назад, и это было печально, даже когда начали открываться современные музеи. Сейчас уже никакой грусти при взгляде на Сузун нет. У моей коллеги большой спрос на туры в Маслянинский район. Это «местечковый» туризм с глубиной в 1 день, который минувшим летом стал очень популярен. Мраморное озеро в дереве Абрашино уже 2 года пользуется большой популярностью у туристов. Озеро входит в туристический маршрут «Ордынское кольцо».

Спрос есть, но не везде

Впрочем, рост интереса к сельскому туризму в 2021 году обострил очень актуальную для региональной отрасли проблему: большинство туристов не возвращаются снова из-за отсутствия инфраструктуры и грамотного, обученного персонала.

— К примеру, та же Ордынка. На мой взгляд, вообще недокрученное направление, хотя оно ужасно интересное. Кроме коричневых указателей, которые, как я понимаю, расставили по федеральным программам, за последнее время там ничего не поменялось. Основная проблема в районах — это удобства первой необходимости: мы едем в Ордынку по трассе, справляем нужду на трассе! — с возмущением констатирует экскурсовод. — Более-менее вкусно поесть можно только в самой Ордынке: это несколько кафе и парочка столовых. Больше нормальной еды нет. Кормить людей сосисками на заправке «Газпрома»? Ну, слушайте, это не серьезно! Люди, может быть, и готовы платить деньги за сельский туризм, но им нужен сервис и инфраструктура. А там на заправке завозишь людей в приличный туалет, потому что ничего подобного в районах нет!

По-прежнему, считает эксперт, в регионе очень большая проблема с сувенирной продукцией.

— У меня люди приехали с деньгами и спрашивают, где можно книжку про Колывань приобрести. Я их везу в монастырь, где они покупают книжку 2013 года издания под названием «Колывань православная», это все, что у нас есть про Колывань. Это стыдоба! — уверен Поздняков.

Для Сузуна проблемой является сопутствующий досуг для туристов. После трехчасовой поездки по трассе и трехчасовой экскурсии по музеям людям просто некуда себя деть.

— Я езжу в Сузун уже лет 20. Изменения конечно видны, иногда радикальные. Если раньше человека с фотоаппаратом местные жители воспринимали как шпиона, то сейчас они понимают, что к ним приехали гости. Молодцы, сделали кафе, сувенирную лавку для туристов, в целом атмосфера стала более доброжелательной, но системной культурной программы нет, — говорит эксперт. — Кроме того, нет грамотной рекламы культурного кластера, нет ее продвижения в другие регионы, на федеральный уровень. Нет стратегии развития. Краеведческий музей, который является выгодоприобретателем туров, как возил однодневные туры с заездом в Ложок, так и возит. Вы видите рекламу «Приезжайте к нам в Сузун на выходные»? Я — нет. Хотя по собственному опыту могу сказать: эта тема заходит великолепно.

В качестве примера грамотной рекламной кампании сельского туризма эксперт привел «Курорт Абрашино». Его команда активно занимается продвижением на протяжении всего года, и это дает результаты.

В целом, по мнению собеседника Infopro54, очень мало жителей районов области заняты в туротрасли, а это отражается на отсутствии предпринимательской инициативы.

— Районы области не понимают, что к ним «приезжают деньги». Туристы готовы купить сувениры, продукцию, готовы платить за впечатления, но нет предложения, — поясняет Андрей Поздняков. — А вообще, давайте по-честному: у нас и в Новосибирске с этим большая беда. Я всех гостей отправляю в сувенирную лавку на площади Ленина, и что они покупают? Магнитик и кружку! Выбора нет! У нас в столице Сибири есть магазины качественной сувенирки? Я не знаю таких…

Источник: https://infopro54.ru/