Европа с 1 июля ввела санитарный сертификат. Он призван оживить туристическую отрасль и облегчить жителям ЕС подготовку к путешествиям. В связи с этим будет не лишним напомнить нашим читателям про самые живописные места Франции, а именно про французские деревни, которые хранят истинный дух и традиции этой самой романтичной страны в мире. 

Во Франции действует особая туристическая организация — «Самые красивые деревни Франции» (фр. Les plus beaux villages de France), созданная в 1982 году. Целью организации является развитие туризма в коммуннах с богатым культурным наследием. 

Корреспондент EcoTourism Expert поговорил с президентом ассоциации Алэном Ди Стефано (Alain DI STEFANO), мэром города Евр-ле-Шатель (Yèvre-le-Châtel), о работе общества, развитии сельского туризма во Франции и, конечно, самых красивых деревнях. 

— Какова цель работы Вашей организации?

— Давайте вернемся к истокам — Ассоциация была создана в начале 80-х годов, в период массового оттока сельских жителей из деревень. Тогда мы ставили перед собой цель популяризировать сельский туризм и предоставить помощь деревням в восстановлении населения и развитии. По сей день наша стратегия остается прежней. Три столпа нашей организации — качество, известность, развитие. Мы продвигаем культурное родовое наследие, которое является основой отличительной чертой французских деревень. И именно оно является двигателем их экономического развития.

— Кроме помощи в продвижении имиджа французских деревень Ваша Ассоциация предоставляет широкий спектр услуг для помощи местным комуннам, не могли бы Вы подробнее рассказать, какие?

— Конечно. В рамках нашей стратегии мы предлагаем услуги по ряду направлений. Давайте рассмотрим каждое из них по-отдельности. Для поддержания качества мы практикуем обмен опытом между деревнями. Для придания известности мы продвигаем наш бренд на национальном и международном уровнях. 

— А что касается развития?

— Само собой, мы активно продвигаем и развиваем местную продукцию и ноу-хау по средством организации различных культурных мероприятий. Я тут говорю об “art de vivre” — это искусство жить. Мы показываем, как это — жить «а ля франсез».

— Расскажите, пожалуйста, про критерии отбора самой красивой деревни Франции?

— С удовольствием. (Улыбается) В первую очередь деревня должна соответствовать трем следующим критериям: общее население деревни должно насчитывать не более 2 тыс. жителей, деревня должна иметь как минимум два охраняемых объекта или памятника культурного наследия, также этот населенный пункт обязан подтвердить подачу коллективной заявки на членство с помощью муниципального совета.

Если все эти условия соблюдены, один из представителей Ассоциации затем посещает эту деревню на месте. На основе разговора с мэром и рассмотрения технического фотоотчета мы затем используем таблицу из 27 критериев для оценки наследия деревни, архитектуры, городского планирования и качества окружающей среды, а также усилий деревни по продвижению своей территории. Результаты оценки передаются в Комиссию по качеству Ассоциации. Только она имеет право принимать решения о включении деревни (большинством в две трети голосов) в нашу организацию. В среднем одобрение получают не менее 20% заявок.

— А каковы преимущества получения лейбла «Самая красивая деревня Франции» с точки зрения турпотока?

— Первое преимущество, которое получают отобранные деревни, это, конечно, продвижение: поскольку отбор является строгим (лейбл получает едва ли не одна из пяти деревень, подавших заявки), средства массовой информации и общественность знают, что если мы приняли решение классифицировать деревню под нашим брендом, то оно того точно стоит! Таким образом, СМИ тут же освещают эту новость. Идет реклама на телевидении, радио, в газетах … Мы регулярно проводим опросы в деревнях, и часто слышим ответ, что деревня, например, известна только в местном регионе, но не за его пределами. Мы даем возможность этим небольшим деревням стать известными на национальном и даже международном уровне, благодаря интернету, СМИ и социальным сетям. Также мы наладили партнерские отношения с редакторами некоторых изданий, которые распространяют наш официальный путеводитель онлайн и офлайн. Для некоторых деревень это также способ рассказать людям об их культурном наследии. Его необходимо защищать и сохранять! Именно наследие каждой деревни создает ее собственный имидж!

Второе преимущество напрямую связано с первым: в деревнях, присоединившихся к ассоциации, наблюдается увеличение турпотока на 20-50%. Цель ассоциации — поддерживать и даже развивать экономику деревни. Развитие туристической деятельности является естественным положительным «побочным» эффектом благодаря продвижению наследия этой деревни. Кроме того, это помогает развивать и сохранять местные представительства и магазины, которые открыты в течение всего года. Мы также организуем национальные или международные мероприятия, продвигающие местную продукцию, к примеру, винный рынок и ярмарку ремесел [прим.ред.: Journées Européennes des Métiers d’Art], а также продвигаем туристические предложения деревень благодаря сотрудничеству с туроператорами.

Вступление в ряды нашей организации также дает возможность деревням обмениваться опытом с другими деревнями на основе общих тематик и направлений, которые нужно развивать. Ведь они должны согласовывать защиту культурного наследия с экономическим развитием региона на небольшой территории, и часто на это выделяются небольшой бюджет! Когда мы организуем такие технические встречи, представители деревень могут обмениваться идеями и вдохновляться опытом «коллег». Например, по вопросам интегрирования современной архитектуры в исторических областях, работы с парками и турпотоком в летний период и многое другое.

— А не могли бы Вы назвать 10 лучших направлений, которые стоит посетить во Франции? Что в них такого особенного?

— (С улыбкой) Это спровоцировало бы конкуренцию, а между деревнями нет соперничества! Я считаю, что мы не можем сравнить, например, деревню из долины баскского плато и деревню из Нормандии. Ведь они такие разные, даже в архитектурном плане. Деревни, которые мы можем назвать «имиджевыми», — это те деревни, которым удалось найти баланс между туристическим, экономическим развитием и спокойной «деревенской жизнью» для своих жителей.

— 26 июня в самых красивых деревнях прошла особенная романтическая программа. Не могли бы вы рассказать поподробнее про эту инициативу?

— Из-за пандемии и ограничений — люди должны возвращаться домой не позднее 23:00, что немного осложнило организацию романтической «ночи», — в этом году, к сожалению, не так много деревень, участвующих в этой программе. Выбрать всего несколько деревень всегда очень сложно. По моему мнению, можно назвать деревню Ментрезор (Montrésor) в департаменте Эндр и Луара (Indre-et-Loire), которая организует прогулку по виноградникам и вдоль реки Эндруа (Indrois), а также романтический ужин, или деревню Ло (Lods) в департаменте Ду (Doubs), которая открыла рынок с местными продуктами, предлагает «аперитив» [прим.ред.: закуски перед приемом пищи у французов] и музыкальные концерты, а также посещение деревни с гидом.

— Что бы вы посоветовали туристам с точки зрения транспорта или при планировании поездки по деревням?

— Большинство наших деревень расположены далеко от железнодорожных станций, поэтому мы всегда рекомендуем арендовать машину. В некоторых регионах можно посетить несколько деревень сразу. Это может быть хорошей идеей для составления турмаршрута.

— Вернемся к вашим путеводителям. Какую практическую информацию может найти в нем иностранный турист?

— Наш путеводитель доступен на французском и английском языках. Вы можете найти в нем всю информацию для организации поездки. С одной стороны, описание деревень в путеводителе сопровождается фотографиями, которые дают туристам первое представление об облике местности. С другой стороны, путеводитель можно использовать для получения практической информации, ​​как, например, поиск мест для посещения, там представлены адреса ресторанов и отелей, в нем рассказывается также о местных деликатесах и ремеслах, мероприятиях, основных событиях в течение года.

— Вы работаете в сотрудничестве с другими странами, такими как Италия, Бельгия и даже Канада и Япония. У вас есть общие проекты? 

— Другие ассоциации были созданы по нашей модели в других странах: Бельгия, Италия, Канада, Испания, Япония, Швейцария, Германия, Россия … Мы все сотрудничаем с Международной федерацией самых красивых деревень в мире. Мы проводим встречи раз в год, чтобы обмениваться информацией и передовым опытом в нашей сфере, а также узнавать о деревнях и культуре каждой страны. Помимо этого, мы стремимся вести единую политику — продвижение в социальных сетях. Если мы будем говорить об инициативе «Романтическая ночь», первоначально она была запущена нашими итальянскими коллегами в 2016 году. После этого они предложили другим странам воспроизвести эту концепцию. Теперь мы можем обсуждать это событие и развивать его на международном уровне. Мы также оказываем активную помощь другим странам, которые хотят создать ассоциацию, подобную нашей.

Источник: EcoTourism Expert